Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности

Содержание
  1. Дизайн как проектная деятельность, отличия проектной деятельности от научной, художественной, производственной деятельности. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности.
  2. Дизайн как средство коммуникации между различными сферами, определяющими производство и потребление в современном мире.
  3. Основные виды современного дизайна, их общность, различия, взаимосвязи. Типология проектных задач в зависимости от вида дизайна.
  4. Тип и прототип в дизайне, представления о прототипическом и непрототипическом проектировании. Культурный прототип как источник дизайнерских решений. Проблема инноваций в дизайне.
  5. 1. Дизайн как проектная деятельность, отличия проектной деятельности от научной, художественной, производственной деятельности. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности.
  6. 1. Дизайн как проектная деятельность, отличия проектной деятельности от научной, художественной, производственной деятельности. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности.
  7. Экзаменационный билет № 1

Дизайн как проектная деятельность, отличия проектной деятельности от научной, художественной, производственной деятельности. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности.

Проектная деятельность имеет целью изменение ситуации в пользу заказчика (лица или организации, вкладывающей средства в разработку и реализацию) проекта. Это предполагает в проектировании определенные этапы и действия: концепцию (общий замысел изменений и способа их достижения), собственно проект (технологичное, понятное заказчику и реализуемое описание задуманного) и реализацию (осуществление в реальности, внедрение проекта). Поскольку по определению проблема

(в отличие от задачи) не имеет известного решения – поиск этого решения и составляет главную задачу проектирования, что характеризует его как инновационную деятельность.

Схема 1. «велосипед». Проектирование как деятельность по целенаправленному изменению ситуации. Проект как способ решения проблемы. Проект, как способ реализации замысла (идеи)

Схема 2. Взаимосвязь основных типов социальной деятельности (производство, торговля, наука, искусство и проектирование) через инновации.

Схема 3. Специфика дизайна как вида проектирования.

Дизайн как средство коммуникации между различными сферами, определяющими производство и потребление в современном мире.

Коммуникативная функция дизайна заключается в определении параметров, особенностей внешнего вида (морфологии) объектов, соответствующих технологическим и экономическим возможностям их производителя, с одной стороны, и потребностям, вкусам, ожиданиям потенциальных потребителей (адресатов), с другой. Определяющее значение для успеха дизайн-деятельности имеет точное позиционирование разрабатываемых объектов на рынке и в социально-культурной среде.

Управление позиционированием на рынке, определение стратегий продвижения , и, в конечном итоге, обеспечение коммуникации производитель- потребитель — важнейшая социальная функция дизайна.

Схема 4. Дизайн в системе производство-рынок-потребление

Основные виды современного дизайна, их общность, различия, взаимосвязи. Типология проектных задач в зависимости от вида дизайна.

Промышленный (индустриальный) дизайн (товары, оборудование, транспорт)

Дизайн среды (интерьеры, ландшафт, малые арх. формы и пространства)

Графический (коммуникативный) дизайн (полиграфия, реклама, вэб и мультимедиа, ТВ и кино, моушн-дизайн, брэндинг и айдентика, корпоративный имидж, сопровождение акций)

Тип и прототип в дизайне, представления о прототипическом и непрототипическом проектировании. Культурный прототип как источник дизайнерских решений. Проблема инноваций в дизайне.

2 версии термина «прототип», используемого в промышленном дизайне:

— объект, подлежащий изменению и переработке в ходе проектирования;

— натурная (иногда действующая) модель объекта, создаваемая на ранних стадиях разработки

(используется в промышленном дизайне – см. технологии прототипирования).

В других видах дизайна используются близкие термины «аналог» (напр. по стилю, конструкции, морфологии), «первоисточник», в средовом подходе — «архетип».

Культурный прототип (по отношению к объекту проектирования) – похожий по ситуации и другим параметрам аналог, описанный как социально-культурное явление в прошлом или настоящем. В графическом дизайне известный и успешный культурный прототип может являться структурной основой для комплексных проектов айдентики, стиля, виртуальных пространств и т.п.. Корме того, проект основанный на культурном прототипе проще позиционировать на рынке и презентовать целевой аудитории.

Типовое и инновационное проектирование.

Методы и средства типового проектирования применимы в случае сходства поставленных перед дизайнером задач и сходных ситуациях заказа. Типовое проектирование предполагает также использование готовых блоков и элементов, унификацию конструктивных и технологических решений — это делает его экономически выгодным. В графическом дизайне типовое проектирование приводит к образованию т.наз. «форматов» — особенно в рекламе и полиграфии (не путать с форматами бумаги!).

Инновационные методы и креативные технологии применяются в дизайне для выработки уникальных, (особенных, авангардных) решений в случаях, когда эти качества являются необходимыми в конкретной ситуации проектирования. Это как правило ситуации, связанные с уникальными объектами (аналоги отсутствуют), с намерением создать новый культурный «пилотный» ориентир либо с необходимостью резко выделиться в своем рыночном сегменте .

Источник

1. Дизайн как проектная деятельность, отличия проектной деятельности от научной, художественной, производственной деятельности. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности.

Предшествует канонический метод, возникший в эпоху средневековья – копирование, а не создание новой вещи. Воспроизведение носило поступательный характер, происходила модернизация внешней формы предмета. В наше время существует в искусстве, где существует прямой контакт «мастер-ученик» и т.п. С появлением новых технологий (17-19вв.) канонический метод не подходит.

Далее появляется метод предварительного проекта. Связующее звено между каноническим и проектным методом – художественное конструирование.

канон – система правил, принципов, норм, приемов работы, символических ценностей и культурного значений данного общества, овеществление в предметной форме ремесленного производства.

Процесс дизайнирования – это воздействие на внешнюю форму изделия с точки зрения украшательства.

Прикладное искусство – это привнесение степени красоты в изделие.

Декоративное искусство делает утилитарную вещь абсолютно бесполезной.

Необходимо было пересмотреть отношение дизайнера к декорированию. Уйти от украшательства и перейти непосредственно к дизайну.

Дизайн – первый этап художественного освоения создаваемой человеком второй природы,

основанный на приоритете пользы (функции).

Дизайн содержит все элементы искусства, в том числе прикладное и декоративное, но не совпадает с искусством. В отличие от художественного образа дизайн решает поставленные задачи.

Образ – результат отражения, осмысления, художественной переработки объективной действительности с позиции определенного эстетического идеала.

Различие и сходство образа в искусство и в дизайне:

Художник, создавая художественный образ, реализует свой идеал для себя, не думая о потребителе. Дизайнер же реализует свой эстетический идеал, ориентируясь на потребителя. Дизайнер должен включить позицию потребителя и создать художественный образ вещи. Образ влияет на экономику, производство, рынок, культуру.

— проблема образа в дизайне:

*образность как метод проектирования

*социо-культурный аспект вещи

Три подхода создания пр. образа:

1 Худ. моделирование социокультурных ситуаций (мир, созданный воображением, интуицией дизайнера)

2 Композиционное формообразование

Научная деятельность – это деятельность, направленная к открытиям. Дизайн использует продукты научной деятельности. То есть прослеживается цепочка: «открытие – изобретение – дизайн». Дизайнер переосмысливает формальное решение, создает новое компановочное решение, что и стыкует его с изобретением. Можно также расширить цепочку до: «открытие – изобретение – конструирование – дизайн».

Дизайн – это искусство, которое срастается с техникой.

1. Решение дизайнерских задач методом компановки. Перекомпановка.

2. Наличие осознанной цели, целеполагание. Одна из целей – сделать изделие более красивым, следовать требованиям моды.

3. Наличие исходных данных, аналогов и прототипов.

Аналог – предмет, очень близкий по функциям к разрабатываемому товару.

Прототип – ближайший аналог. Совпадает по функции, по размерам и по принципу

Архетип – тот объект, та вещь, которая сформировалась в виде законченного образца.

4. Отношение к технологии, тесное взаимодействие дизайна и технологии. Технологичный дизайн.

5. Связь технологии с точки зрения экономических затрат. Экономическая составляющая. Капитальные затраты и вложения. Связь между понятиями «дизайн» и «рынок».

6. Эффективность дизайна. Дизайн как деятельность, которая приносит определенный эффект. (дизайн меняет социальные отношения внутри общества; эффект социокультурного характера).

7. Дизайн и восприимчивость дизайна к эстетическим категориям. Время жизни продуктов дизайна (1-3 – моральное старение; через 5 лет – продукт дизайна устаревает полностью; 5-7 лет – физическое старение)

8. Социальная роль и социальные последствия взаимодействия дизайна и человека. Воздействие на общество в целом.

9. Соединения красоты и пользы

10. Направленность воздействии дизайна на человека. Гуманистическая направленность. Воспитательная роль, которую несет дизайн.

Дизайн – проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом.

Источник

1. Дизайн как проектная деятельность, отличия проектной деятельности от научной, художественной, производственной деятельности. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности.

Предшествует канонический метод, возникший в эпоху средневековья – копирование, а не создание новой вещи. Воспроизведение носило поступательный характер, происходила модернизация внешней формы предмета. В наше время существует в искусстве, где существует прямой контакт «мастер-ученик» и т.п. С появлением новых технологий (17-19вв.) канонический метод не подходит.

Далее появляется метод предварительного проекта. Связующее звено между каноническим и проектным методом – художественное конструирование.

канон – система правил, принципов, норм, приемов работы, символических ценностей и культурного значений данного общества, овеществление в предметной форме ремесленного производства.

Процесс дизайнирования – это воздействие на внешнюю форму изделия с точки зрения украшательства.

Прикладное искусство – это привнесение степени красоты в изделие.

Декоративное искусство делает утилитарную вещь абсолютно бесполезной.

Необходимо было пересмотреть отношение дизайнера к декорированию. Уйти от украшательства и перейти непосредственно к дизайну.

Дизайн – первый этап художественного освоения создаваемой человеком второй природы,

основанный на приоритете пользы (функции).

Дизайн содержит все элементы искусства, в том числе прикладное и декоративное, но не совпадает с искусством. В отличие от художественного образа дизайн решает поставленные задачи.

Образ – результат отражения, осмысления, художественной переработки объективной действительности с позиции определенного эстетического идеала.

Различие и сходство образа в искусство и в дизайне:

Художник, создавая художественный образ, реализует свой идеал для себя, не думая о потребителе. Дизайнер же реализует свой эстетический идеал, ориентируясь на потребителя. Дизайнер должен включить позицию потребителя и создать художественный образ вещи. Образ влияет на экономику, производство, рынок, культуру.

— проблема образа в дизайне:

*образность как метод проектирования

*социо-культурный аспект вещи

Три подхода создания пр. образа:

1 Худ. моделирование социокультурных ситуаций (мир, созданный воображением, интуицией дизайнера)

2 Композиционное формообразование

Научная деятельность – это деятельность, направленная к открытиям. Дизайн использует продукты научной деятельности. То есть прослеживается цепочка: «открытие – изобретение – дизайн». Дизайнер переосмысливает формальное решение, создает новое компановочное решение, что и стыкует его с изобретением. Можно также расширить цепочку до: «открытие – изобретение – конструирование – дизайн».

Дизайн – это искусство, которое срастается с техникой.

1. Решение дизайнерских задач методом компановки. Перекомпановка.

2. Наличие осознанной цели, целеполагание. Одна из целей – сделать изделие более красивым, следовать требованиям моды.

3. Наличие исходных данных, аналогов и прототипов.

Аналог – предмет, очень близкий по функциям к разрабатываемому товару.

Прототип – ближайший аналог. Совпадает по функции, по размерам и по принципу

Архетип – тот объект, та вещь, которая сформировалась в виде законченного образца.

4. Отношение к технологии, тесное взаимодействие дизайна и технологии. Технологичный дизайн.

5. Связь технологии с точки зрения экономических затрат. Экономическая составляющая. Капитальные затраты и вложения. Связь между понятиями «дизайн» и «рынок».

6. Эффективность дизайна. Дизайн как деятельность, которая приносит определенный эффект. (дизайн меняет социальные отношения внутри общества; эффект социокультурного характера).

7. Дизайн и восприимчивость дизайна к эстетическим категориям. Время жизни продуктов дизайна (1-3 – моральное старение; через 5 лет – продукт дизайна устаревает полностью; 5-7 лет – физическое старение)

8. Социальная роль и социальные последствия взаимодействия дизайна и человека. Воздействие на общество в целом.

9. Соединения красоты и пользы

10. Направленность воздействии дизайна на человека. Гуманистическая направленность. Воспитательная роль, которую несет дизайн.

Дизайн – проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом.

Источник

Экзаменационный билет № 1

1. Дизайн как проектно-художественная деятельность. Определение и виды дизайна. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности.

*Дизайн=ТехническаяЭстетика(теория) + Художественное Конструирование(практика)

Слово дизайн происходит от английского слова – design -замысел, проект, чертёж, рисунок. Этот термин обозначает различные виды проектировочной деятельности. Цель дизайна – формирование эстетических и функциональных основ предметной среды. В узком профессиональном смысле слова – дизайн – это художественное конструирование. Зарождался дизайн на пересечении нескольких видов деятельности: художественно-проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования и науки.

Сегодня дизайн – это комплексная междисциплинарная проектно — художественная деятельность, направленная на абсолютно все сферы человеческой деятельности для создания гармонии предметной среды (эстетические и функциональные основы) на создание эстетически гармоничного, целостного предметного мира. * Инженерно-технические и естественно-научные знания, а также знания гуманитарных дисциплин – философии, культурологи, психологии, семиотики и т.д. Все эти знания интегрируются в художественно-проектном моделировании, опирающемся на образное, художественное мышление.

Дизайн —есть сотворение гармонии предметного мира и эстетически совершенной формы вещей, улучшающих благосостояние человека» (Григорьев ЭП)

Дизайн — спе­цифическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно ­пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жиз­ненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких по­требительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.

Дизайн — форма художественно-проектной деятельности, производящей потребительскую ценность продуктов материального и духовного массового потребления.

Основные виды современного проектного дизайнерского творче­ства:

Индустриальный дизайн охватывает широчайший круг объектов — как гово­рят, «от иголки до самолета». Точнее, наоборот. Главенствующее место занимает проектирование изделий группы «А» — наиболее наукоемких, технически слож­ных, определяющих хозяйственно-экономический потенциал государства. Это продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение. Наиболее массовый характер имеет дизайн изделий группы «Б» — предметов потребления. Группа, в свою очередь, членится на специфические подгруппы. В традиционном понимании к индустриальному дизайну относятся бытовые при­боры, аппаратура, инвентарь и пр.

Особое место занимает дизайн мебели и оборудования для интерьеров, а так­же посуда, столовые приборы, проектирование которых имеет глубокие корни в ремесленном производстве.

Специфические особенности присущи дизайну медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей. Свои особенности имеет проектиро­вание для детей, в частности, игрушек.

Графический дизайн также является продолжателем многовековых традиций и одним из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Полу­чив вместе с рекламой второе дыхание в начале XX века, прикладное графиче­ское искусство сегодня охватывает практически все сферы жизни общества. К традиционным видам книжного и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам фирменных знаков и фирменных стилей, а также шриф­тов, сначала добавилась коммуникативная ветвь (в интерьерах зданий, на про­странствах населенных пунктов и дорогах). Позднее — заставки, рекламные ро­лики на телевидении, а в последнее десятилетие — компьютерный дизайн.

Компьютерный дизайн переходит из прикладной сферы, обслуживающей ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования, в самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное с так называемыми Web­site в ИНТЕРНЕТЕ. Построение графических изображений, всей системы ин­формации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами.

Дизайн архитектурной среды охватывает интерьеры и внешнюю архитектур­ную среду. Решение интерьеров и оборудования общественных и производствен­ных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Активное использование методов ди­зайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 1960-х годов, ког­да стали создаваться благоустроенные пространства городов. Сегодня появилось понятие ландшафтного дизайна, потеснившее традиционные садово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру.

Дизайн выставочных экспозиций, праздничного оформления среды жизне­деятельности, обладая специфическими особенностями и уже сложившимися традициями, занимает место на стыке графического дизайна и дизайна архитек­турной среды.

Дизайн одежды и аксессуаров — понятие, которое еще только становится общеупотребляемым. Индустрия моды живет во многом по своим законам. Ху- дожники-модельеры создают уникальные коллекции «от кутюр» (haute couture) и более близкие к массовому, серийному выпуску «пред-а-порте» (pret-a-porter). Сегодня при создании не только последних, но и первых, все больше использу­ются современные материалы и технологии, учитываются интересы широких слоев населения, а самое главное — специфические методы дизайн-проектирова­ния.

Арт-дизайн (англ. art — искусство). Его особенность состоит в том, что уси­лия дизайнера направлены, в первую очередь (и часто единственно), на органи­зацию художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия лишаются утилитарного значения (или сохраняют его в малой степени) и становятся почти исключительно декоративными, выставочными, т.е. фактически проектируются эмоции. В связи с переходом к рынку «эмоциональ­ных покупок» опыт создания произведений арт-дизайна все шире используется в проектировании продукции индустриального дизайна.

Арт-дизайн — воплощение и использование авангардных течений, появив­шихся на стыке декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и собственно дизайна. Это синтез художественного и архитектурного формооб­разования на базе философии дизайна: эргономичность изделия, ориентация на современные материалы и технологии, учет направлений моды и др.

Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности:

1 Удобство и комфорт в дизайне

Дизайн как никакой другой вид проектно-художественной деятельности очень тесно связан с такими понятиями как удобство и комфорт. При создании комфорта нам помогает эргономика.

эргономика -. специальная наука, изучающая психо — физиологические и функциональные особенности человека, дающая необ­ходимые параметры для создания комфортной среды оби­тания человека

2 Дизайн и маркетинг. Вместе с эргономическим проектированием состав­ной частью современной работы дизайнера является ана­лиз потребительских качеств изделий и маркетинг.

3 Комплексная организация предметной среды

Современная деятельность дизайнера не ограничи­вается созданием отдельных предметов. В его поле зре­ния сегодня среда в целом — будь то интерьер обществен­ного здания и жилого дома или внешнее пространство — ландшафтный дизайн, дизайн городской среды. Поэтому задача формирования комфортной среды обитания может трактоваться в буквальном смысле.

4 Функциональность и рациональность форм (достижение мак­симального эффекта при минимальных затратах.)

5 Мобильность и вариабельность форм

Нужно суметь удовлетворить раз­личные запросы потребителей.)

Изделие дизайна должно быть не просто современ­ным, но и модным, т.е. отвечать эстетическим идеалам и вкусам определенной группы населения.

7 Современные материалы и технологии

Развитие промышленности в условиях рынка требу­ет постоянного обновления производства, поиска новых неординарных решений, ведущих к повышению потреби­тельских качеств выпускаемой продукции, снижению ее стоимости

2. Понятие коммуникативности – как важнейшей функции современного графического дизайна и ее роль в современной культуре и проектной деятельности. Цвет как средство визуальной коммуникации.

Функции – это действенное свойство. Роль, значение.

Так или иначе, наш мир – это череда постоянных взаимодействий объектов и людей друг с другом в поле информации с различными целями.

Графический дизайн – художественно проектная деятельность по созданию визуально коммуникативной среды.

Графический язык – набор визуальных приёмов, включающих в себя принципы композиции, статическая, динамическая, упорядоченная, хаотическая). Стили обусловлены внутренней логикой. Цветовая и световая передача информации.

Коммуникативность — одна из важнейших функций современного графического дизайна, а ее роль в современной культуре и проектной деятельности имеет особое значение. Визуальная коммуникация объединяет в себе речь, письменный язык и образы с целью создания сообщений, которые будут эстетически приятны взгляду зрителя, обеспечивая его информацией, и восприняты на эмоциональном и интеллектуальном уровне.

Визуальные коммуникации — система визуальных художественно-графических знаков и решений (графических символов-указателей, пиктограмм, информационных устройств, рекламных объектов и др.), призванная решать задачи информационного обеспечения человека в предметно-пространственной среде.

Таким образом дизайнер составляет визуальное сообщение, показывая то, что нужно клиенту, образами и написанными словами, которые и доводятся до получателя.

1. Качество (категория) текста, в наиболее общем виде отражающее определенность речевого произведения его функционированием в акте речевой коммуникации. Коммуникативность отражает способность текста реализовать свое назначение, возлагаемые на него функции. Коммуникативность характеризует текст как системное целое во всем многообразии его аспектов и сторон — лексику и семантику, графику, логику и композицию, стилистическую организацию, графическое и интонационное оформление.

2. Качественная определенность текста как состояния-отрицания, предназначенного для последующего отрицания. Коммуникативность текста выражается в его способности служить эффективной предметно-знаковой основой развертывания коммуникации в систему полного, трехчленного состава и, следовательно, в конечном счете в способности обеспечивать успех социального взаимодействия людей речевыми средствами. Иными словами, коммуникативность текста — это его качественная определенность способом включения в систему речевой коммуникации.

— Гармонизация, отбор и структурирование информации. Средства: графические (печатные, плакат, буклет, листовки), телеэкранные (СМИ, кино), средовые (световые коробы, растяжки, табло, указатели), специфические для интернета (сайты).

— 95% информации воспринимаем не вербально и через зрение.

Функции: Экспрессивная (эмоц оценка), прагматическая (передача установки, внушение) и информационная.

Коммуникативность (информационная функция) — одна из функций графического дизайна, передача информации при помощи различных средств, связь субъекта и продукт дизайна. Донесение какой-либо информации, посыла, слогана, настроения, эмоционального состояния.

Виды коммуникации – по рецепторным системам – визуальная, аудиальная, тактильная, вкусовая, обонятельная.

По способу, форме представления – текстовая, числовая, графическая, звуковая…

Медиа – форма представления и обработки информации.

Мультимедиа – звук, зрение, одновременное использование различных способов воздействия.

Цвет является одной из важнейших составляющих любой композиции. способен вызывать у людей мощные эмоции и является очень эффективным средством коммуникации. Цвет играет важную роль в дизайнерских решениях, вносит разнообразие, создает настроение и ощущение пространства. Цвета, которые вы выбираете для своих решений, должны не только вызывать психологический и эмоциональный отклик, но также поддерживать и усиливать формальный аспект дизайна. Эмоциональное воздействие цвета еще больше увеличивается при различных сочетаниях, которые могут быть контрастными и родственными по тону.

горячие цвета (красный и оранжевый ) –представление о горячем;

теплые цвета розовых оттенков — ощущение теплого;

голубоватые и зеленоватые – определяются как холодные;

желтые и коричневые оттенки- дают представление о сухости.

Контрастность имеет важное значение.

Гармония цвета в ее академическом понимании – это сочетание близ лежащих тонов в пределах одной двух красок и исключение цветовых диссонансов, которые образуют парные противоположности: красное — зеленое, желтое- синее, оранжевое- фиолетовое.

Пространственные свойства: Желтый — визуально удаляет, повышает, расширяет. Оранжевый — визуально приближает, утолщает. Фиолетовый — визуально снижает, сжимает. Синий — визуально снижает, укорачивает, создает ощущение плотности. Зеленый — визуально немного сужает, объединяет, уравновешивает. Красный — визуально приближает, ограничивает, создает ощущение тяжести. Белый — визуально раздвигает, расширяет, повышает, создает ощущение легкости и рыхлости. Черный — визуально приближает, уменьшает, создает ощущение угнетение тяжестью, густотой. Серый — визуально ничего не меняет, создает ощущение умеренности, безразличия.

Восприятие глазом букв надписи и оформляемых объектов в проекте улучшается, если они четко отличаются от фона. Это достигается применением контрастирующих по цвету (хроматических) или контрастных по тону (ахроматических- черно-белых тонов).

В рекламе и плакатах надпись должна быть броской, привлекающей внимание. В этом случае лучше применять яркие краски теплых оттенков в сочетании с контрастными по тону и цвету фоном (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый).

Два контрастных цвета, расположенных рядом, взаимно усиливаются, а родственные тона при их соседстве ослабляют и смягчают друг друга.

Теплые тона, располагаясь рядом с холодными, кажутся выдвигающимися вперед, а холодные тона как бы уходят за плоскость листа.

Черные и белые тона дают хорошие контрастные сочетания с любыми другими цветами. Главная цель короткой надписи – привлечь внимание.

Цвет является мощным средством идентификации и потому должен использоваться в качестве существенного компонента как в построении собственно знака или логотипа, так и в создании системы фирменного стиля, поэтому необходимо:

подробно изучить законы воздействия цвета на потребителей, и, как следствие, на продвижение товара;

изучить символику, физиологию и основные характеристики цвета;

выявить особенности восприятия разных цветов людьми различных возрастных и социальных категорий;

изучить взаимосвязь между цветовым решением и другими составляющими фирменного стиля (шрифт, знак);

сформулировать правила по правильному грамотному и уместному использованию цвета.

Цвет служит средством общения. Цвет помогает торговать. Цвет — это сила, которая стимулирует продажи практически любого потребительского продукта. Профессионалы дизайна, графики и полиграфисты прекрасно знают, что цвет является ключевым фактором в процессе торговли, поскольку играет важную роль при принятии решения о покупке. Он пробуждает в покупателе целую вереницу эмоций, притягивающих его к тому или иному товару. Если правильно и эффективно использовать цвет в процессе производства и маркетинга того или иного продукта, то потенциальные покупатели смогут ощутить и осознать привнесенную в данный продукт добавочную стоимость.

Посмотрим, какие именно лица, участвующие в производственном процессе, подобно эстафетной палочке передают друг другу груз ответственности за то, чтобы конечный результат полностью соответствовал спецификации цвета, заданной заказчиком:

Лицо, специфицирующее содержательную часть/Клиент. Задает основную идею; определяет общую концепцию изображения; предоставляет общие или частные спецификация на цвет и бумагу.

Дизайнер-график/Фотограф. Предоставляет изображение, иллюстративный материал и файлы страниц, а также спецификации на цвет в печатной или цифровой форме.

Поставщик допечатных услуг. Предоставляет окончательные цветоделенные пленки, разбивку оригинала по цветам, спецификации на цвет в печатной или цифровой форме.

Поставщик печатных красок. Обеспечивает производственный процесс красками в соответствии со спецификациями на цвет; учитывает спецификации на бумагу.

Типография. Предоставляет окончательный отпечатанный материал в соответствии со спецификациями на цвет.

Каждый этап производства цветной продукции привносит в нее дополнительную добавочную стоимость и обогащает содержательную идею. Правильная спецификация цвета гарантирует, что на основании полученных входных данных в конце каждого этапа будет получаться точный и правильный цвет.

Чтобы ясно понимать, как измеряется цвет, сначала необходимо изучить его фундаментальные физические и психологические свойства

.Цвет является результатом взаимодействия света, объекта и наблюдателя (или просмотрового прибора). При взаимодействии с объектом свет модифицируется таким образом, что просмотровый прибор — такой, например, как зрение человека — воспринимает модифицированный свет как определенный цвет. Чтобы цвет (в нашем понимании этого явления) существовал, необходимо присутствие всех трех этих элементов. Теперь давайте поподробнее изучим эти первоисточники цвета и начнем со света.Свет — это видимая часть электромагнитного спектра. Свет характеризуется тем, что имеет волновую природу. Каждая волна описывается своей длиной — расстоянием между двумя соседними гребнями. Длина волны измеряется в нанометрах (нм). Нанометр — это одна миллионная часть миллиметра.

Графический дизайн (от англ. design – замысел, проект, чертеж, рисунок) представляет собой специфическую область художественно-проектной деятельности, которая направлена на создание визуальных сообщений, распространяемых с помощью средств массовой коммуникации.

Графический дизайн связан не только с художественным проектированием, но и миром информации.

Сегодня графический дизайн используется в рекламе, издательской деятельности и печати, кино, телевидении, компьютерной и электронной технике, сфере паблик рилейшнз, других областях массовой информации. Недаром его иногда очень точно называют коммуникационным дизайном.

«Коммуникация» в переводе с английского означает связь, средства связи, общение.

Коммуникативный — значит, связывающий одно с другим, передающий сообщение от человека к человеку. Эта передача осуществляется при помощи визуальных графических средств. Действительно, любая реклама, товарный знак, WEB-сайт, оформленная витрина несут в себе определенную информацию для потребителя.

Коммуникационный дизайн — дисциплина, возникшая на грани между распространением информации и оформительством.

Коммуникационный дизайн объединяет визуальный дизайн, рекламу, иллюстрирование, шрифтовую культуру, печатные процессы, информационную архитектуру, анимацию, перформанс (театрализованное представление), копирайтинг (составление текстов) и редактирование etc.

Он решает вопросы теории и практики: как люди воспринимают способ передачи информации; как составить, напечатать или произнести эффективное сообщение; что лучше подходит в том или ином случае: электронные, печатные СМИ, наружная реклама.

Коммуникационные дизайнеры ищут способ привлечь аудиторию, вдохновить ее, создать спрос, мотивировать людей отвечать на сообщения. Все это может служить цели повышения продаж, увеличения узнаваемости бренда, вывода нового продукта на рынок и другим маркетинговым целям в разных сочетаниях.

Графические образы, скомпонованные в единое целое, должны подталкивать зрителя к тем умозаключениям, которые нужны создателю информационного сообщения.

Дизайнер-график – это «визуальный интерпретатор», переводчик информации на язык, понятный миллионам людей. С помощью образных знаков он способен донести до адресата практически любые сведения, не прибегая к длительным словесным объяснениям. Результаты творческого труда дизайнера-графика могут воплощаться в самом разном виде. Это листовки, информационные проспекты, рекламные объявления, плакаты, буклеты, визитные карточки, проиллюстрированные и сверстанные полосы журналов, газет, книг и т.п. Ряд дизайнеров специализируется в области создания марок, этикеток, ярлыков, других видов малоформатной печатной продукции, наклеиваемых на тару и упаковку промышленных и продовольственных товаров.

Специфика творчества дизайнера-графика заключается в том, что он должен не только сообщить зрителям конкретную информацию, но и соответствующим образом преподнести ее. Поэтому дизайнер-график – это и проектировщик, умеющий выбирать средства, необходимые для успешного решения той или иной коммуникативной задачи, и маркетолог, который легко ориентируется в рынке информации и хорошо представляет, кто может быть ее потенциальным потребителем, и психолог, знающий законы зрительного восприятия. Он всегда должен стремиться к максимальной информативности изобразительного решения, к «визуальной красноречивости».

Роль коммуникативного дизайна:

Лучшие примеры коммуникативного дизайна помогают нам в ориентации, чтении, узнавании объектов и выполняют таким образом важную функцию в повседневной жизни. В идеале, с помощью коммуникативного дизайна мы интуитивно воспринимаем информацию, отправляемся в правильном направлении и моментально распознаем продукты. Отличный коммуникативный дизайн помогает нам ориентироваться в джунглях информации, расписаниях, Интернете, марках изделий или предстоящих мероприятиях.

Пример:

Например, если рассматривать упаковку, то она должна сразу давать покупателю представление по нескольким вопросам. Должно быть ясно, в первую очередь, что перед ним за товар и кто его производитель. Упаковка также может говорить и том, на какую категорию покупателей рассчитан товар – элитный ли это продукт, который стоит достаточно дорого, или же это продукт эконом-класса, доступный большинству покупателей.

Важный элемент коммуникативности, безусловно, — привлекательный внешний вид: от того, насколько хорош, интересен, оригинален дизайн упаковки, зависит, обратит ли покупатель внимание на ваш товар.

Визуальная коммуникация — важная составляющая дизайна коммуникаций. В основном она оперирует двухмерными изображениями — плакатами, видеорядом, знаками, графикой. Цель визуальной коммуникации обычно состоит в поддержании текстового сообщения, а не в самостоятельном влиянии.

Цвет может задать точную эмоцию, когда это сложно выразить словами.

Цвет— элемент визуализации, который воспринимается человеком прежде чем начинаются осознавательные процессы. Это простое средство коммуникации, которое движет миром и помогает установить статус всего на свете — от Олимпийских игр до пирога, и позволяет компании выделиться.

Цвет вызывает физическую и эмоциональную реакцию.Это мощный элемент визуальной коммуникации и поэтому стоит продумывать как и почему мы его используем.

— Ускорение визуального поиска

— Улучшение распознавания объектов

— Улучшение удобства и простоты использования

Первобытные общества выделяли три основных цвета — красный (кровь, огонь), белый (молоко, день), черный (земля, ночь). Чем сложнее и утонченнее общество, тем более широкая цветовая гамма существует в его культуре.

У каждой нации существует собственный спектр цветового восприятия, исторически сформировавшийся за счет традиций, обычаев и особенностей жизненного уклада. В России, например, зеленый символизирует природную чистоту и здоровый образ жизни, синий – госструктуры, красный – экстренные службы, желтый – такси и т.д.

Разные культуры имеют разные представления о «значении» цвета. Так, например, красный в большинстве стран Азии символизирует благополучие, счастье и удачу, а в Южной Африке — это цвет траура.

Позиционирование продукта должно иметь соответствующее цветовое решение. Если, например, вы производите бытовую технику и позиционируете свою продукцию как отвечающую самым современным технологиям, то имеет смысл использовать серые и стальные тона. Такое сочетание цветов имеет шансы на успех в нашей стране и в США, а вот в Китае и Японии — это проигрышный вариант, поскольку серый цвет здесь воспринимается как характеристика недорогого товара. Если компания выводит на рынок в каком-либо смысле революционный (новая категория, новая технология, уникальное качество и пр.) продукт, то подойдут «революционные» цвета: оранжевый и красный.

Еще один возможный параметр оценки — социальный потрет целевой аудитории. Для молодежи подходят яркие и даже агрессивные цвета; для обеспеченных, солидных людей — спокойные, вызывающие уважения оттенки: черный, золотой, фиолетовый.

Если используются хотя бы несколько цветов, следует четко представлять, насколько гармонично будет смотреться то или иное решение. Здесь также есть набор механизмов, позволяющих усилить эффект:

-контрастность усиливает цвет;

-насыщенные цвета создают «живое» впечатление;

-сочетание смежных по цветовой гамме и оттенкам цветов дает ощущение покоя;

-цветовой диссонанс привлекает внимание, но может вызвать негативную реакцию.

Вывод:

Понимание значения цвета и умение использовать его имеет огромное значение в печатном и электронном дизайне, поскольку цвет и цветовые сочетания помогают передать правильный тон сообщения, его суть, а также вызвать нужную реакцию на брошюру, рекламу, веб-сайт или любую другую печатную или электронную продукцию.

Источник

DesignAdvice.Ru - лучший онлайн-журнал о дизайне интерьеров
Adblock
detector