- Икона эпохиКак Массимо Виньелли борется с уродством
- Кто из наших современников влияет на развитие культуры и технологий? В обновлённой рубрике «Икона эпохи» мы будем рассказывать о художниках, дизайнерах, писателях, музыкантах и о других творческих профессионалах, которые меняют мир прямо сейчас. Наш герой на этой неделе — классик мирового дизайна Массимо Виньелли.
- 9 мая его сын Лука сообщил, что Виньелли смертельно болен и проводит последние дни с семьёй. Чтобы поддержать дизайнера, ему можно написать письмо по адресу: 130 East 67 Street, New York, New York 10021.
- Массимо Виньелли
- Фанат простоты и шрифта Helvetica
- Собственное бюро и дизайн для Knoll
- Слишком провокационно, даже для Нью-Йорка
- Каноны Виньелли
- Таймлайн
- 6 правил Массимо Виньелли, которые пригодятся веб-дизайнеру
- Использовать простую типографику
- Создавать шрифтовые композиции
- Экспериментировать и не бояться ошибок
- Не гнаться за трендами
- Выбирать насыщенные цвета
- Пробовать себя в разных направлениях
Икона эпохиКак Массимо Виньелли борется с уродством
Рассказываем о легендарном дизайнере и создателе лучшей карты метро в мире
Текст
Кто из наших современников влияет на развитие культуры и технологий? В обновлённой рубрике «Икона эпохи» мы будем рассказывать о художниках, дизайнерах, писателях, музыкантах и о других творческих профессионалах, которые меняют мир прямо сейчас. Наш герой на этой неделе — классик мирового дизайна Массимо Виньелли.
9 мая его сын Лука сообщил, что Виньелли смертельно болен и проводит последние дни с семьёй. Чтобы поддержать дизайнера, ему можно написать письмо по адресу: 130 East 67 Street, New York, New York 10021.
Массимо Виньелли
Родился в 1931 году в Милане (Италия)
Фанат простоты и шрифта Helvetica
Детство Массимо Виньелли проходило в Милане, Мекке итальянского дизайна и родине многих талантливых архитекторов и дизайнеров послевоенного времени. В ранние годы Массимо уже интересовался архитектурой и поэтому поступил в Миланский технический университет, а затем продолжил учёбу в Архитектурном университете в Венеции. Несмотря на то что первые проекты Виньелли были связаны с архитектурой, он быстро увлёкся дизайном: ему нравились работы модернистов Макса Хубера (Max Huber) и Антонио Боджери (Antonio Boggeri). После окончания университета дизайнер работал в компании Venini Glass в Венеции и делал проекты для газет, книжных издательств, придумывал каталоги для фестивалей и занимался дизайном упаковки. В 1957 году Виньелли со своей супругой Леллой, ставшей ему соратницей и бизнес-партнёром на всю жизнь, принял предложение пройти стажировку в США и переехал в Чикаго.
В Америке Виньелли преподавал в Институте дизайна при Иллинойсском технологическом институте и работал дизайнером в компании Container Corporation of America, которая производила коробки из гофрированного картона. Во время пребывания в Чикаго Виньелли развил индивидуальный стиль, на который не повлияли в дальнейшем ни веяния моды, ни рост популярности постмодернизма. «Модернизм избавился от всего ненужного, а постмодернизм вернул это обратно», — однажды сказал он. Работы Виньелли отличает преданность шрифту Helvetica и стремление к простоте. «Жизнь дизайнера — это постоянная борьба: борьба с уродством. С ним дизайнер борется так же, как врач борется с болезнью. Для людей моей профессии болезнь — это то, что нас окружает, и мы пытаемся её вылечить с помощью дизайна», — утверждает Виньелли в фильме «Гельветика» Гари Хаствита.
Собственное бюро и дизайн для Knoll
Фирменный стиль для Knoll International
В 1960 году Массимо и Лелла Виньелли вернулись в Милан, где открыли собственную фирму, которая занималась архитектурными и дизайн-проектами. Однако по-настоящему большой успех ждал Виньелли в США, куда он вернулся в 1965-м. Совместно с другими пятью дизайнерами он создал Unimark International, дизайнерское бюро с офисами в Чикаго, Милане и Нью-Йорке. Они работали с клиентами со всего мира и создали корпоративную айдентику для таких крупных компаний, как American Airlines, Ford, Gillette и многих других. Одна из самых известных работ того времени — фирменный стиль для мебельной компании Knoll, который Виньелли разработал в 1967 году. Он придумал логотип, брошюры, рекламные плакаты, визитные карточки, упаковки и многое другое — айдентика была такой удачной, что Knoll начали подражать другие производители мебели.
В 1971 году Виньелли покинул компанию и создал собственную студию дизайна и архитектуры Vignelli Associates. С первых месяцев работы у Массимо и Леллы Виньелли появились постоянные клиенты: например, компания получила заказ на организацию выставки в Лувре для мебельной компании Knoll, с которой Виньелли работал до этого. Кроме того, дизайнер делал проекты для множества других крупных компаний. «Кто-то может делать прекрасные и важные, но не очень масштабные вещи, но если у вас такие клиенты, как American Airlines, Knoll, J. C. Penney или департамент транспорта Нью-Йорка, вашу работу видят миллионы человек — и это то, чем я хочу заниматься», — говорил Виньелли.
Слишком провокационно,
даже для Нью-Йорка
Cхема Виньелли 1972 года
В 1972 году Виньелли создал карту метро Нью-Йорка — это, вероятно, самая известная и узнаваемая его работа. Разработка карты изначально была непростой задачей для картографов и дизайнеров. Транспортная система Нью-Йорка не имела ничего общего со старинными европейскими городами и требовала особенного подхода: во-первых, метрополитен города был образован в 1940 году в результате слияния трёх конкурирующих компаний, а во-вторых, линии метро проектировались с поверхности и имели сильную привязку к городским достопримечательностям, так что в реальности линии были проложены не прямо, как на карте, а напоминали запутанный лабиринт.
Система навигации для нью-йоркского метро
Если карты-предшественницы отличались громоздкостью, наличием многочисленных деталей и сложностью восприятия, то карта Виньелли стала примером удобной графической схемы. Для достижения этой визуальной гармонии автор сознательно избавился от лишних деталей и использовал только углы 45° и 90°. Кроме того, ради эффектного и пропорционального дизайна пришлось несколько исказить реальность: так, Центральный парк на карте в три раза короче действительных размеров. Целью Виньелли было показать, как добраться из пункта A в пункт B, а не правильно передать расстояния. Ньюйоркцы не одобряли его карту, потому что ожидали схемы, полноценно отражающей географию города. Именно поэтому в 1979 году модернистская карта была заменена на менее элегантную, но более традиционную и практичную карту Майкла Герца, которая используется до сих пор.
Каноны Виньелли
Сайт Vignelli Center For Design Studies
Помимо основных работ, Vignelli Designs (так компания Виньелли называлась с 1978 года) занималась и образовательными проектами. Самый масштабный из них, Vignelli Center For Design Studies, открылся в 2010 году. В этом центре, расположенном в Рочестере (штат Нью-Йорк) проходят выставки, встречи с известными профессионалами и семинары по дизайну и смежным дисциплинам. Гуру дизайна считает, что креативности не может быть без знаний, которые должны быть доступны любому молодому специалисту. Именно поэтому электронная версия его книги «Канон Виньелли» выложена в открытом доступе. Каждая глава посвящена той или иной составляющей качественного дизайна (дисциплине, точности, визуальной выразительности), а также его практическим аспектам: модульной системе вёрстки, основным шрифтам, структуре и другим деталям. Однако самое главное, по мнению автора, — это три ключевых принципа, которые лежат в основе работы над любым проектом.
Семантика
«Семантика подразумевает понимание предмета дизайна во всех его аспектах и создание связи между объектом и человеком, который будет его использовать. Это означает разработку дизайна, который имеет смысл, не является случайным и нацелен на достижение определённого результата».
Синтактика
«Синтаксис дизайна воплощается в различных компонентах самого проекта. Например, в графическом дизайне ими являются: общая структура, модули, тип шрифта, текст и заголовки, иллюстрации и т. д. Единство дизайна достигается гармоничным взаимодействием всех синтаксических элементов работы: например, шрифт должен быть соразмерным модулям и иллюстрациям».
Прагматика
«Мы разрабатываем дизайн, который семантически и синтаксически гармоничен, но если никто не понимает, каким должен быть результат, это делает всю работу бессмысленной. Очень важно помнить об изначальных требованиях к проекту, чтобы оценить, насколько эффективен конечный результат. Чёткость намерения преобразуется в чёткий результат, что чрезвычайно важно для дизайна».
Таймлайн
Виньелли проходит стажировку в Towle Silversmiths (Массачусетс), которая занимается производством изделий из серебра
6 правил Массимо Виньелли, которые пригодятся веб-дизайнеру
Массимо Виньелли начинал как архитектор в Италии, но в итоге прославился лаконичными логотипами и инфографикой для крупных мировых брендов. И хотя веб-интерфейсами он не занимался, его принципы до сих пор вдохновляют веб-дизайнеров. Посмотрим на знаковые работы мастера и уроки
Лаконичность и функциональность — главные качества графики Массимо Виньелли. Он создавал не только запоминающиеся логотипы, но и инфографику. Например, карту Нью-йоркского метро. Многие принципы его работы сегодня используют веб-, UI/UX-дизайнеры и специалисты по визуализации big data.
Использовать простую типографику
Виньелли вошел в историю как амбассадор Helvetica: он считал эту гарнитуру универсальной и использовал регулярно.
Набор шрифтов в арсенале Виньелли в принципе был ограниченным. Он предпочитал использовать всего несколько простых классических гарнитур: Bodoni, Garamond, Futura, Century. Большое многообразие шрифтов Виньелли считал «визуальным мусором». Экспериментировать он предпочитал с композицией и цветом.
Почитать bubble в микро- и даже наноформате можно в instagram. подключайтесь 🤳
В графическом дизайне такой подход остается спорным. Классических шрифтов не всегда достаточно, чтобы быстро привлечь внимание к бренду — трудно найти современного графического дизайнера, который обходится всего пятью гарнитурами. А вот для типографики в вебе до сих пор актуален принцип «чем проще — тем лучше». Разные вариации Helvetica, которую популяризировал Виньелли, можно встретить во многих современных интерфейсах.
На сайтах и в приложениях часто используют Open Sans, Lato, Noto, Roboto, Montserrat или создают уникальные брендовые гарнитуры, похожие на них. Всё это — легко читаемые гротески, функциональные и «незаметные». Мода меняется, но в большей степени ей подвержена рекламная графика — а в интерфейсах удобство всегда будет на первом месте.
В любой непонятной ситуации можно, подобно Массимо Виньелли, взять один из самых простых шрифтов — это почти всегда беспроигрышный вариант. Впрочем, скилл при подборе гарнитур можно прокачать — например, на курсе How to Choose Fonts от Domestika.
Создавать шрифтовые композиции
Стремясь к минимализму, Виньелли в своих плакатах и упаковках часто обходился без иллюстраций и фотографий: он умел оформить текст так, чтобы тот смотрелся самодостаточно.
Даже используя дополнительную графику, Виньелли часто делал основной акцент именно на надписи. Фото и рисунки в этом случае отходили на второй план и служили фоном.
Крупные надписи с интересными композиционными решениями — прием, актуальный для заголовков и рекламных баннеров в интерфейсах. Текст на весь экран точно не останется незамеченным. А непривычная компоновка букв или пересечение с другими объектами заставит пользователя задержать взгляд.
Работы Виньелли — кладезь идей для создания шрифтовых композиций. За вдохновением заходите в галерею Google Arts & Culture, Archivio Grafica Italiana и на Tumblr. А на Amazon можно купить книгу The Vignelli Canon — в ней мастер рассказывает про свой подход к дизайну и, в частности, к типографике.
Экспериментировать и не бояться ошибок
Одна из самых известных работ Виньелли — карта метро Нью-Йорка. Когда метро только начинало появляться в крупных городах, карты подземки напоминали обычные, географические. В них перечисляли все подробности: основные улицы и достопримечательности на земле, изгибы путей поездов метро.
Первую попытку сделать карту более лаконичной предприняли в Лондоне, но там было всего несколько линий метро, и проект не вызвал большого шума. В Нью-Йорке уже в середине прошлого века метро представляло собой разветвленную сеть, которую нужно было как-то лаконично визуализировать. Виньелли разработал новаторский дизайн: убрал все лишнее, а сами линии сделал прямыми — вертикальными или идущими под углом 45 и 90 градусов.
Дизайнер постарался упростить карту, сделать её более удобной и функциональной, но нью-йоркцев его подход не впечатлил. Люди привыкли ассоциировать станции с городскими достопримечательностями, и без них было трудно ориентироваться. К тому же, чтобы избежать лишних изгибов линий метро, их реальное положение пришлось исказить — это тоже посчитали минусом. В итоге карту Виньелли отправили в музей, а в метрополитене повесили более консервативный вариант.
Несмотря на то, что версией Виньелли пользовались совсем недолго, многие знают дизайнера именно по этой работе. К тому же, Виньелли задал тренд для многих других городов: карты подземки часто делают упрощенными. Осенью 2021 года и в Нью-Йорке представили новую карту метро — она очень близка к дизайну Виньелли. Получается, что мастер опередил своё время.
Непривычные решения в дизайне могут приживаться не сразу, но только новаторы остаются в истории. Карты метро Виньелли — подтверждение тому, что даже непризнанные работы могут принести известность. А спустя десятки лет некогда революционный дизайн как раз может стать актуальным.
Не гнаться за трендами
Виньелли в своих работах отдавал предпочтение минимализму. Вместо детализированных иллюстраций, сложных паттернов и градиентов — упрощенные силуэты, геометрические формы и однотонные заливки.
Упрощенные формы актуальны и для интерфейсов. Фотографии и рисунки с обилием деталей могут хорошо смотреться на сайте-портфолио дизайн-студии или в отдельных спецпроектах. Но если речь о каком-то сервисе, узнаваемые цветные силуэты зачастую работают лучше, чем фотореалистичные картинки. Использование простых фигур — универсальное решение для иконок и иллюстраций.
Выбирать насыщенные цвета
Работы Виньелли отличаются насыщенными чистыми цветами и сильными контрастами. Одно из его излюбленных сочетаний — синий с красным: он использовал эти цвета в айдентике Hover Speed, American Airlines, Xerox, Cinzano.
В дизайне рекламных постеров и обложек Виньелли тоже придерживался лаконичной палитры. Во многих работах он ограничивался одним-двумя насыщенными цветами, не считая черного и белого.
В веб-дизайне ненасыщенные оттенки иногда смотрятся «грязными», особенно если у пользователя экран с не самым большим разрешением, поэтому дизайнеры стараются использовать чистые цвета. При этом слишком богатая палитра может усложнить интерфейс.
Обойтись одним-двумя цветами, как Виньелли, в дизайне интерфейса было бы сложно. Но можно сделать каждый цвет функциональным: так, чтобы он привлекал внимание к CTA-элементам или обозначал отдельный раздел сайта.
Пробовать себя в разных направлениях
Одна из знаменитых цитат Массимо Виньелли: «Если вы можете сделать дизайн одной вещи, вы можете сделать дизайн чего угодно». Итальянский мастер, помимо рекламы, айдентики и инфографики, создавал эскизы для мебели и посуды. Многие произведения промышленного дизайна он проектировал совместно со своей женой Леллой.
В мебели, стекле и керамике прослеживался всё тот же стиль Виньелли — прозрачность, простота и лаконичность. И хотя итальянец прежде всего известен своей графикой, мебель и предметы интерьера по его эскизам тоже вошли в историю дизайна.
В разных областях дизайна нужны схожие навыки — не обязательно ограничиваться чем-то одним. Если вы создаете интерфейсы, можно попробовать делать к ним иллюстрации в Adobe Illustrator или освоить что-то кардинально новое: флористику, дизайн среды и предметов, ювелирное дело. На Domestika есть много коротких курсов, с которых можно начать знакомство с новой сферой дизайна.
Вдохновляться можно не только работами коллег на Behance и Dribbble, но и творениями дизайнеров в смежных сферах. В частности, у мастеров прошлого всегда есть чему поучиться. Массимо Виньелли прославился своей любовью к минимализму. Легко читаемые шрифты, простые силуэты и ограниченная цветовая палитра — главные отличительные черты его работ. Несмотря на то, что большинство ключевых работ Виньелли появились в эпоху до интернета, веб-дизайнеры могут многому у него поучиться.
Материал может содержать партнерские ссылки. Это не отражается на стоимости сервисов или товаров. Партнеры не влияют на наши рекомендации и содержание текста.