Эстетические принципы дизайна это

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ДИЗАЙНА

Эстетическое — это отношение двух мер; человеческой и предметной — в предмете. Эстетическая деятельность — это деятельность человека в соответствии с мерой видов предметного мира и мерой человеческого рода. Эта деятельность может иметь позитивный (прекрасное) и негативный (безобразное) результат. Прекрасное — это высшая степень соответствия предмета мере своего и человеческого рода. Безобразное — это высшая степень несоответствия предмета мере своего и человеческого рода. Прекрасное должно быть понято как гармония мер, безобразное — как дисгармония мер в предмете. Если дизайнер должен создать прекрасный предмет, прекрасное промышленное изделие, прекрасную техническую систему, то он должен учесть в своей работе как меру вида данного предмета (его тип, класс, вил. род), так и меру человеческого рода (совокупность биосоциальных характеристик человека).

Выразим это условной формулой:

+ +

где: Э — эстетическое значение п — прекрасное, б — безобраз­ное, Ф — функция, отношение, П — предмет, М п — мера предмета, Мч — мера человека, → знак отношения, + знак соответствия, — знак несоответствия.

Эстетическое значение (позитивное или негативное) является производным от отношения предмета к мере своего рода и к мере человека. Поскольку дизайнер призван обеспечить гармонизацию в предметном мире меры человека и меры предметов, постольку он осуществляет эстетическую деятельность. Именно дизайнер и способен наиболее эффективно решать эту композиционную задачу, потому что он обладает целостным мышлением, способностью выявлять в предмете его меру и согласовывать ее с мерой человека.

мера предмета мера человека

Учет меры предмета и предусматривается инженерным принципом:

1) учет технико-производственных и 2) технико-эксплуатационных характеристик классов, типов технических систем. Включая и систему работы дизайнера и меру естественных предметов (экологический принцип): 1) абиотические и 2) биотические системы, мы можем расширить инженерный принцип и трактовать его как инженерно-экологический.

искусственные системы естественные системы

технико- технико- абиотич. биотические

производ. эксплуат. факторы факторы

Учет меры человека предусматривается эргономическим, социальным и экономическим принципами дизайна:

В эргономический принцип входит система анатомических, физиологических, психологических факторов, определяющих эффективное художественно-конструкторское решение. В социологический принцип входят основные структурно-динамические характеристики потребностей: степень наличия, степень обоснованности, степень перспективности и степень массовости. В экономический принцип входят факторы, определяющие экономический потенциал, экономические возможности общества: живой (потенциальный и актуальный) и овеществленный (энергетический, сырьевой, орудийным) труд.

Как мера предмета слагается из системы естественных и искусственных факторов, так и мера человека слагается из системы биологических и социальных факторов. Эффективное дизайнерское решение и будет определяться способностью дизайнера учесть при разработке изделия меру предмета и меру человека, естественные и искусственные, биологические и социальные факторы, которые определяют эстетическое совершенство промышленного изделия, технической системы. Гармонизация этих факторов — гармонизация меры предмета и меры человека в данном конкретном предмете достигается дизайнером при помощи всего богатства композиционных средств, исторически выработанных в системе эстетической деятельности общества: пропорции, ритм, соразмерность, сим­метрия, асимметрия, масштаб, контраст, нюанс, гармония, динамичность, статичность и т. п. (они подробно рассмотрены в работе Ю. Сомова «Композиция в технике». М., 1977).

Сущностью композиционного мышления дизайнера, роднящего его с художниками всех видов и типов, является его образная природа, т. е. способность мыслить целостностями, системами, способность в конкретном, единичном (предмет) выявлять его родовую сущность и его человеческую значимость. И наоборот — способность общее, абстрактное, родовое системное и т. и. представлять в конкретно-чувствительной форме, в конкретной предметной целостности. Это мы видим в живописи и скульптуре, графике и музыке, театре и литературе, т. е. в художественном творчестве. Это же характерно и для утилитарно-художественных видов творчества (художественная гимнастика, архитектурное творчество, прикладной искусство, дизайн и т. д.).

Если от конструктора, представителя технического конструирования дизайнера отличает усиленное, специальное, широкое внимание к мере человека, к человеческому фактору, то от художника, от представителя художественного творчества дизайнера отличает усиленное, специальное, широкое внимание к мере предмета, к предметно-техническому фактору. Иначе говоря, в деятельности дизайнера представлено единство предметной и человеческой меры, представлено стремление достичь гармонии мер в конкретном предмете. Причем, гармония мер берется не в ее внешнем, формальном, пространственном проявлении, что мы можем наблюдать в искусстве, в живописи, скульптуре, графике и т. д., а в ее внешнем и внутреннем, формальном и содержательном, структурном и функциональном, пространственном и временном проявлении. Сознательная ориентация на диалектическое мышление, на работу с учетом единства, взаимопроникновения противоположных сторон, факторов, тенденций, свойств — характерная черта деятельности дизайнера. С этой концепцией и родился дизайн в 20-х годах нашего века.

Вполне естественно, что эстетический принцип, показатель в дизайне является ИНТЕГРАТИВНЫМ, производным от других принципов и показателей. Логика деятельности дизайнера, прежде всего, ориентирует его на решение эстетической задачи, но она может быть эффективно решена только при условии выявления в предмете гармоничного единства меры предмета и меры человека. Эстетическое совершенство дизайнерского решения производно от всех других аспектов его совершенства, эстетическое совершенство обеспечивается эффективным социологическим, инженерно-экологическим, эргономическим и экономическим решением изделия. Изъяны в каждом из четырех принципом будут сказываться и на недостатках целостного эстетического решения.

Формальные, объемно-пространственные характеристики изделия, к которым обычно и сводят красоту изделия, во внешнем виде предмета, изделия обозначают, выражают, оформляют, выявляют, опредмечивают функциональное и эргономическое, экономическое и социологическое его совершенство.

Мы допускаем существование формально-красивого, но ненадежного, неудобного, экономически неоправданного, бесполезного предмета. Но разве такое решение является рациональным, эффективным? Разве это качественное решение? Разве к этому объективно стремится человек? Субъективные заблуждения людей могут связывать красоту с дороговизной, неудобством, бесполезностью и т. д., но это именно временные заблуждения, часто проистекающие из культивирования анти-меры человека и требующие соответствующего ей анти-мира.

Задача дизайна заключается, в частности, в том, чтобы предлагать людям в качестве красивых, изящных, эстетически выразительных, совершенных изделий именно совершенные во всех других отношениях изделия. Красота — не добавка, не довесок, не прилагательное к другим качествам изделия, а ни театральное, производное, атрибутивное качество изделия, обусловленное его целостным совершенным решением.

Следовательно, эстетический принцип в деятельности дизайнера требует с его стороны способности на основе целостного, системного, образного мышления создавать гармоничный предметный мир, т. е. обеспечить гармонию всех качеств в изделии, композиционно увязать все качества (многофакторная задача):

— информационность формы как выражение утилитарной функции,

— лаконичность и четкость внешнего вида как выражение конструктивно-технологического совершенства,

— рациональное цветовое, графическое и объемно-пространственное решение как обеспечение сигнальности и безопасности, коммуникативности и удобства ориентирования и пользования,

— рациональное решение упаковки как обеспечение удобства в транспортировке, хрипении, опознавании, складировании и т. д.

Эстетический принцип ориентирует дизайнера на обеспечение единства, гармонии в предмете, в изделии, его собственной меры и меры человека:

а) максимальное согласование изделия с качествами его типа, рода, вида, выявление в изделии его родовых, типологических характеристик, признаков:

б) максимальное согласование изделия с требованиями и качествами человека, с его биологической и социальной мерой, выявление в изделии его предназначенности человеку, его полезности и функциональности, его удобства и гуманности.

Но задача дизайнера в данном отношении заключается не только в способности согласовывать изделие с каждой мерой в отдельности, а в способности гармонизации мер, согласования, интегрирования мер в предмете, в изделии. Это и обеспечивается широкой эстетической подготовкой дизайнера: рисунок и живопись, скульптура и композиция, история искусства и эстетика основы художественного конструирования и цветоведение, техническая эстетика и архитектоника и т. п.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

5.Эстетические принципы дизайна

Решать проблемы единства красоты и пользы взял на себя в 20 в. промышленный дизайнер. Не противопоставления красоты и пользы, не отождествление их друг с другом, а гармоничное единство этих качеств, вот как ставит вопрос современный дизайнер. Однако роль дизайнера как художника-творца применительно к изделию разного плана неодинаково. Так существуют объекты с преобладающими утилитарными требованиями к их оформлению.

Это станки, приборы, машины и т.д. При создании этих предметов возможности в разнообразии поиска дизайнера более ограничена. Тут форма изделия очень сильно тесно связана с его технической конструкцией. В современной методике дизайна как непременное условие достижения эстетической выразительности изделия тех-го назнач-я выделяется:

а) обеспечение оптимального функционирования

б) применение технически прогрессивных материалов, конструкций технических прогрессов

в) наглядное выявление в форме закономерностей её функциональных и технических процессов. Существует и др. вид изделий, в форме которых художественные качества имеют большую роль, чем в группе выше названных объектов. Худож-й поиск форм у дизайнера здесь более широк. Важными усл-ми здесь являются: а) следовать стилю, моде образному смыслу; б) совершенство композиционного деления; в) учет технически конструктивных, технологических и прочих элементов формообразования.

6.Объект дизайнерского проектирования

Объект дизайнерского проектирования – это противопоставления субъекту проектирования действительной реальности, на котором сосредоточено его внимание в целях анализа, познания и преобразования. Дизайнерское проектирование реализуется по разному, в зависимости от вида дизайна и типа объекта. Если графический дизайн занят решением задач, связанных с визуализацией коммуникаций и фирменным стилем, то промышленный дизайн сосредоточен на улучшении всех потребительских свойств приборов, оборудования и машин, имея ввиду и рентабельность их массового производства и формально-эстетического достоинства. Стало быть объект дизайна это особенные формы дизайнерской продукции, характеристики размера, конфигурации, цвета, фактуры, ритма, которые должны быть преобразованы мастерством и интуицией автора в эстетической системе символики или образа.

7. Красота и польза в продукте дизайна

Понятие красота это порождение сознания человека. Красота — это оценка каких-то предметов, совершенно не заинтересованная и обусловленная тем эстетич-м чувством, кот. этот предмет вызывает. понятие красоты тесно связанно с целесообразностью. С развитием професс-го иск-ва красота и польза все больше начинают сопротивопоставляться и разделяться. Особенно отчетливо это проявилось в эпоху Возрождения. С развитием капитализма разделение красоты и пользы углубляется. Появляются изделия утилитарного назначения, кот. отказываются быть красивыми. Декоративные формы и конструктивная основа механически накладываются друг на друга, более слабо связаны между собой. Решить проблему красоты и пользы взял на себя в 20 в. промышленный дизайн. Дизайн отвергал противопоставление красоты и пользы, проповедовал их единство и качество. ФУНКЦИОНАИЗМ — (отождествлял красоту и пользу) Формула соответствия формы изделия его функции достаточно относительна. Функция абстрактна, а форма всегда конкретна. Приступая к проектир-ю какого-либо объекта, чел. делает скачек от абстрактного к конкретному. Результаты этого процесса во многом зависят от самого чел. Следоват. та конкретность, кот. приобретает в форме предмета абстрактная функция задается человеком творцом, кот. и является критерием связи красоты и полезности изделия.

В современной методике дизайна как непременные усл-я достиж-я эстетич-й выразительности изделия технического назначения выделяются:

а) обеспечение оптимального функционирования;

б) применение технически прогрессивных материалов, конструкции, технологических процессов;

в) наглядное выявление в форме закономерностей ее функц-го и технического строения, учет композиционно-стилистических требований.

Для изделий, создающихся с преобладанием эстетич-х требований, важнейшими усл-ми являются:

а) следование стилю, моде, образному смыслу;

б) совершенство композиционного решения;

в) учет технических, конструктивных, технологических и прочих моментов формообразования.

Источник

Эстетическая составляющая дизайна

Проблема связана с эстетическими и художественными началами дизайна.

Художественное в дизайне представлено как адаптация программ и средств искусства в сферу дизайн-образования

(на примере традиций Баухаза и ВХУТЕМАСа ).

Эстетическое (как эмоционально-чувственное отношение к объекту) — центральная категория дизайна на всех его стадиях: замысла, процесса, воплощения, потребления.

Художественное — это высшее проявление, концентрация эстетического

В настоящее время бытуют четыре точки зрения на соотношение эстетического и художественного.

эстетическое и художественное — явления тождественные.

признании того, что эстетическое и художественное — по своей сути явления различные

эстетическое частью, составным компонентом художественного.

что эстетическое и художественное имеют как общее, так и различие.

Общим для эстетического и художественного следует признать источник их происхождения, чувственно-эмоциональную и рационально-аксиологическую основы, изоморфность структур, включающих процессы восприятия, познания, оценивания и преобразования. Эстетическое составляет основу художественного, является его необходимым компонентом. Как отмечал Л.Н. Коган: «теряя эстетический момент, художественная деятельность перестает быть таковой».

Различие между эстетическим и художественным заключено уже в самих понятиях. Понятие «эстетическое» — собирательное, то есть отражает то общее, что характерно для прекрасного и безобразного, гармонического и хаотического, возвышенного и низменного, трагического и комического.

Художественными явлениями и процессами следует называть только те, в которых осуществляется создание, восприятие и функционирование произведений искусства. высокой степени профессионального мастерства

Эстетическое в отличие от художественного свойственно природе, обществу, человеку, продуктам его деятельности, в том числе и искусству. Художественное же существует в мире искусства, в процессах его творчества и потребления. В собственно природных и социальных явлениях и процессах художественное отсутствует. Отличие эстетического от художественного состоит также в том, что нет эстетической деятельности как таковой, хотя эстетическое как момент в большей или меньшей степени может присутствовать в людом виде человеческой деятельности. Художественная же деятельность — самостоятельный вид человеческой деятельности, в котором наряду с эстетическим моментом могут присутствовать познавательный, нравственный, религиозный, политический и др. У так называемой «эстетической деятельности» нет собственного предмета. Предметом художественной деятельности выступают образные модели отражения, оценивания и преобразования реальной, окружающей человека действительности.

Еще одно отличие эстетического от художественного состоит в том, что если в природных явлениях, в продуктах человеческой деятельности, в самом человеке эстетическое проявляется лишь в форме, то в художественном произведении эстетическое как бы удваивается. В произведении искусства эстетическое присутствует и в его форме и в его содержании через отражение реальных объектов. На это различие эстетического и художественного в свое время указывал Н.Г. Чернышевский, заявляя, что одно дело нарисовать прекрасное лицо, другое — прекрасно нарисовать лицо. В первом случае будет копия красивого лица, во втором — произведение искусства. При этом, если в содержании художественного произведения могут находить отражение самые разнообразные аспекты эстетического, то в форме должен проявляться только один аспект — прекрасное.

Художественное проектирование:( то чего нет)

Художественное конструирование(пром.дизайн) -метод проектирования изделий промышленного производства, внедрение которого должно обеспечить высокое качество продукции. Специфической особенностью его является единство утилитарных и эстетических принципов

Основы западно-европейского Х. к. закладывались в теоретических и практических работах художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г. Мутезиуса (Германия), Х. К. ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), в деятельности Немецкого Веркбунда и «Баухауза». В 1930—40-е гг. центр Х. к. перемещается из Европы в США, где оно развивается преимущественно В форме т. н. коммерческого дизайна и используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. Американские промышленные фирмы создают отделы Х. к., возникает большое количество проектных и консультативных дизайнерских фирм. В 1950—1960-е гг. очагами теоретической мысли в области Х. к. становятся некоторые дизайнерские вузы Европы и США. Особенно велика роль Ульмской высшей школы художественного конструирования (См. Ульмская высшая школа художественного конструирования). В ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают государственные и общественные организации, ставящие своей задачей содействие развитию Х. к., — национальные советы по дизайну, дизайн-центры и профессиональные ассоциации дизайнеров. В 1957 они объединились в Международный совет организаций по художественному конструированию (ИКСИД).

Для практики Х. к. капиталистических стран характерно создание промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами. Здесь имеются также отдельные примеры успешного использования Х. к. для повышения эффективности деятельности человека в экстремальных условиях (освоение космоса, Мирового океана и т.п.). Одной из важнейших сфер применения Х. к. в 1960—70-х гг. стало создание т. п. фирменного стиля для крупных промышленных предприятий и корпораций, который охватывает продукцию, упаковку, рекламу, транспорт, одежду персонала, архитектуру зданий, объединяя их общими художественными признаками. Фирменный стиль нередко отличается высоким эстетическим уровнем, однако такого рода решения диктуются в основном рекламно-коммерческими соображениями.

В СССР предшественниками Х. к. явились деятели искусства (создавшие, например, центры художественного ремесла вАбрамцево, Талашкино и др.), представители русской инженерной школы (И. И. Рерберг, В. Г. Шухов) и теоретики технического творчества (Я. А. Столяров, П. И. Страхов, П. М. Энгельмейер).

После Октябрьской революции 1917 важной вехой на пути к современному Х. к. стало создание Вхутемаса, с деятельностью которого были связаны практики и теоретики производственного искусства (См. Производственное искусство). В 1930-х гг. элементы художественно-конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования несистематически. В послевоенные годы Х. к. развивалось преимущественно в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением. Первой специализированной организацией по Х. к. было созданное в 1946 Архитектурно-художественное бюро министерства транспортного машиностроения СССР, которое разрабатывало художественно-конструкторские проекты пассжирских судов, ж.-д. вагонов, троллейбусов и т.п.

Развитие сов. Х. к. интенсифицировалось после выхода в свет постановлений Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» (1962) и «Об использовании достижений технической эстетики в народном хозяйстве» (1968). В 1962 были созданы Технической эстетики институт (ВНИИТЭ) и ряд специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, в 1960—1970-х гг. — большое количество художественно-конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в КБ и НИИ. ВНИИТЭ и его филиалы ведут научную разработку вопросов методик Х. к., его эргономических основ, осуществляют экспериментальное проектирование важнейших видов промышленных изделий, методическое руководство работой художников-конструкторов в промышленности. С 1964 издаётся ежемесячный информационный бюллетень «Техническая эстетика», освещающий вопросы теории, методики и практики Х. к., выпускаются «Труды» ВНИИТЭ, библиографические и обзорные издания, ведётся пропаганда Х. к., организуются выставки достижений сов. и зарубежного Х. к., осуществляется информационное обслуживание специалистов. С 1965 ВНИИТЭ — член Международного совета организаций по Х. к. (ИКСИД). В 1975 в Москве был проведён международный конгресс по дизайну и Х. к.

Одна из основных тенденций развития современного сов. Х. к. — расширение проектно-конструкторских задач, рост их масштабов (наряду с разработкой отдельных изделий комплексное оборудование крупных объектов и предметное оснащение функциональных служб). В Х. к. осуществляется переход от частных разработок к созданию художественно-конструкторских программ, способствующих повышению качества продукции и эффективности производственных объединений и целых отраслей промышленности.

Источник

DesignAdvice.Ru - лучший онлайн-журнал о дизайне интерьеров
Adblock
detector