- Специфика дизайна как вида искусства
- Дизайн — это не искусство
- Искусство создает проблему
- Дизайн решает проблему
- Искусство многогранно
- Дизайн очевиден
- Искусство исследует
- Дизайн наблюдает
- У искусства нет четкой цели
- У дизайна есть цель
- Искусство создается для художников
- Дизайн создается для людей
- Разница между искусством и дизайном
- Хорошее произведение искусства вдохновляет. Хороший дизайн мотивирует.
- Хорошее произведение искусства интерпретируется. Хороший дизайн понятен.
- Хорошее произведение искусства является признаком вкуса. Хороший дизайн является мнением.
- Хорошее произведение искусства это талант. Хороший дизайн это мастерство.
- Хорошее произведение искусства передает всем разные сообщения. Хороший дизайн передает всем одно и то же сообщение.
- Что вы думаете?
Специфика дизайна как вида искусства
Дизайн считается видом искусства. Чтобы понять, какое место дизайн занимает в общей структуре искусства, нужно понимать, что искусство- художественное творчество, делится на 3 раздела – временные, пространственные, пространственно-временные искусства. Нас интересуют пространственные, которые, в свою очередь, делятся на изобразительные и неизобразительные. К неизобразительным относятся скульптура, архитектура и дизайн. Таким образом, дизайн является пространственным неизобразительным искусством и родствен архитектуре и декоративно- прикладному искусству. Специфика дизайна в соединении художественной и технической составляющей и ориентированности на массовое производство. Если сравнить с прикладным искусством, то произведение прикладного искусства эксклюзивно, задумано и реализовано одним человеком, форма разрабатывается без учёта условий и неизбежных ограничений массового производства . А дизайнер должен принимать во внимание при проектировании формы современный уровень развития производства. Дизайн – от лат. «designare» — определять, обозначать. Дизайн – деятельность, связанная с проектированием объектов предметной среды, окружающей человека. Именно дизайн налаживает связь между изделием, выпускаемым производством, и потребителем, для которого предназначено это изделие. Основной чертой дизайна является максимальное согласование, гармонизация отношений между человеком и предметным миром, важно, чтобы предметы обладали функциональными, потребительскими и эстетическими качествами .
Дизайнер должен знать, как сделать вещь одновременно дешевой, красивой, качественной и удобной.
Тема 1. Развитие предметной среды в доиндустриальную эпоху.
Дизайн — это не искусство
Мы расскажем, почему иным умельцем нужно остудить гордыню и перестать себя возвеличивать в рамки художников.
4 September 2013 года
Разница между искусством и дизайном становится все менее очевидна. Искусство все чаще фигурирует в дизайнерских журналах, а известные дизайнеры создают все больше арт-проектов. Люди полагают, что между дизайном и искусством существует тонкая грань, в то время как на самом деле это колоссальный разрыв. Мы расскажем, почему иным умельцем нужно остудить гордыню и перестать себя возвеличивать в рамки художников.
«Пластиковый стул из дерева», Маартен Баас; «Простой стул 601», Дитер Рамс для Vitsoe & Zapf
Искусство создает проблему
На протяжении истории было немало случаев, когда искусство считалось проблематичным и подвергалось нападкам. Вы, наверняка, сталкивались с критикой «Черного квадрата» или животных в формалине. Актуальное искусство всегда нарывалось на проблемы, на запреты и на закрытие выставок, а иные художники частенько оказывались в шаге от тюрьмы. Современное искусство всегда осуждалось приверженцами классической школы, а те в свою очередь осмеивались пост-модернистами.
Дэмиен Хёрст
Дизайн решает проблему
Целью дизайна является разрешение проблемы: как сделать мир экологичнее, интерфейс понятнее, технику удобнее. Хороший дизайн делает жизнь безопаснее и комфортнее. Согласитесь, ремни безопасности придумали не братья Чэмпмены, а Папанек создавал радио с куском говна не для галереи, а для бедных африканских стран.
Виктор Папанек
Искусство многогранно
Посетители музея могут вынести о произведении искусства совершенно разные суждения. Всегда остается загадкой, что именно хотел сказать автор. Актуальное искусство уже давно перестало быть интеллектуально легко доступным. Мировые шедевры провоцируют толки, споры, к которым можно возвращаться вновь и вновь на протяжении столетий.
Марсель Дюшан
Дизайн очевиден
Дизайн же создается, чтобы быть максимально однозначным. Дизайн не задает вопросов, он очевиден и интуитивно понятен. Всегда должно быть ясно, для чего кнопка «Пуск», и недопустимо, чтобы у двух людей возникли разные соображения на этот счет.
Дитер Рамс для Braun
Искусство исследует
Шедевры искусства и целые эпохи родились как результат поиска новых тем, форм и материалов. Безусловно, художники часто повторяют одну и ту же тему, но движущей силой является исследование актуальных проблем и абсолютно новых средств выразительности.
Клас Олденбург
Дизайн наблюдает
Хороший дизайн использует те знания, которые получены эмпирическим путем. Дизайнер использует в своей работе те примеры, которые считает максимально удобными. Например, если аналитика показывает, что пользователи чаще кликают на объемную «вкусную» кнопку, дизайнер будет эксплуатировать и использовать эти знания. Прогресс в дизайне основывается на повторении и корректировке предыдущего опыта.
br>Ольга Гамбарян, Диана Гибадулина, Андроник Полоз, Саша Кищенко
У искусства нет четкой цели
Художники создают идеи, будто мечут икру. Они не задумываются над целями, которые должно решить их произведение искусства. Кроме амбиций показать и взбудоражить, они не стремятся достигнуть иной вершины. Это импульс, порыв, продолжение души. как ни назови, шедевры скорее задают вопрос, нежели дают на него ответ.
Сай Твомли в мастерской
У дизайна есть цель
Предметы дизайна должны достигать какого-то результата, решать проблему, делать мир комфортнее. Дизайн ради дизайна теряет смысл. К примеру, взять нашумевший соковыжиматель Филиппа Старка. Куда падают косточки? Тут слишком много элементов, которые делают его красивым, но непрактичным. Это не дизайн, это арт-проект, который делает вас сведущим о мире креатива.
Филипп Старк
Искусство создается для художников
Люди искусства работают для себя и себе подобных. Огромное количество объектов искусства могут простаивать в мастерских или архивах, ожидая своего часа. Даже когда шедевру удается найти свое место в жизни людей, художник творил не для людей, а для самовыражения.
Дэвид Хокни в мастерской
Дизайн создается для людей
Дизайнеры же всегда должны ориентироваться на конечного потребителя и знать проблемы целевой аудитории. Дизайн — это социальная сфера, которая решает бытовые задачи общества. Залезая в шкуру потребителя, дизайнер должен понять мысли потребителя, забыв про собственные.
Предметы искусства подписаны автором, работа дизайнера — названием бренда. Художники преследуют форму, дизайнеры — функцию. Одни эгоисты, другие — альтруисты и работают на общественное благо. Великие дизайнеры делали жизнь проще, великие художники вечно что-то усложняли. Простой люд видит лишь внешнюю, декорированную сторону проектной дизайнерской деятельности, поэтому и связывают дизайн с искусством.
Разница между искусством и дизайном
Вопрос о том, что разделяет дизайн и искусство является весьма запутанным и неоднократно обсуждался в течении долгого времени.
Художники и дизайнеры создают визуальные композиции, используя при этом общую базу знаний, но их цели абсолютно разные.
Некоторые дизайнеры считают себя художниками, но лишь немногие художники считают себя дизайнерами.
Итак, в чем же заключается разница между искусством и дизайном? В данной статье мы рассмотрим и сравним некоторые основные принципы каждого из направлений.
Этот топик не является окончательным руководством, но, скорее, отправной точкой для обсуждений.
Хорошее произведение искусства вдохновляет. Хороший дизайн мотивирует.
Пожалуй, самое принципиальное различие между искусством и дизайном, с чем мы все согласимся, является их цель.
Как правило, процесс создания произведения искусства начинается с нуля, с пустого холста. Произведение искусства проистекает из представлений, мнений или ощущений, художника.
Художники создают произведение искусства, чтобы разделить свои чувства с остальными, позволяют зрителям учиться у него или вдохновляться им.
Наиболее известными (и успешными) произведениями искусства сегодня являются те, которые устанавливают самые сильные эмоциональные связи между художником и его аудиторией.
Напротив, когда дизайнер собирается создать что то, у него почти всегда есть отправная точка, будь то сообщение, изображение, идея или действие.
Работа дизайнера не состоит в изобретении чего то нового, а состоит в комбинировании чего то, для определенной цели.
Целью является мотивация аудитории делать что то: купить товар, воспользоваться услугой, посетить место, получить определенную информацию. Наиболее успешными являются те дизайны, которые эффективно передают идеи дизайнера и мотивируют потребителей выполнить какую нибудь задачу.
Хорошее произведение искусства интерпретируется. Хороший дизайн понятен.
Еще одно различие между искусством и дизайном состоит в том, как смысл каждого из них интерпретируется их соответствующей аудиторией.
Хотя художник выражает свою точку зрения или эмоции, это не означает, что точка зрения или эмоция имеет одно значение.
Произведение искусства воспринимается людьми по разному, потому что она по разному интерпретируется.
Картина Да Винчи “Мона Лиза”, была истолкована и обсуждалась в протяжении многих лет. Почему же она улыбается? По мнению ученых, это иллюзия, созданная вашим периферийным зрением. Романтики говорят, что она влюблена. Скептики говорят, что нет никаких причин и оснований ее улыбки. Никто из них не прав.
Дизайн же имеет противоположный смысл. Многие скажут, что если дизайн можно будет каким нибудь образом “толковать”, то дизайнер потерпел неудачу в своих целях.
Фундаментальной целью дизайна является передача идей дизайнера пользователю и его мотивация делать что то.
Если ваш дизайн передает идею отличную от той, что вы намеревались передать, и ваш пользователь делает какое нибудь действие исходя из этой полученной идеи, тогда дизайн не удался. При хорошем дизайне пользователю передается точные идеи дизайнера.
Хорошее произведение искусства является признаком вкуса. Хороший дизайн является мнением.
Произведение искусства судят мнением а вкус регулирует мнение.
Для дальновидных современных энтузиастов искусства, работа Трейси Эмин (Tracey Emin) “Моя Кровать” (My Bed), которая была номинирована на премию “Turner Prize” в 1999-м году, может казаться верхом художественного выражения.
Для последователя более традиционного искусства, эта работа может оказаться оскорбительной. Это относится к нашей точки зрения насчет толкования, но вкус это больше то, что определенному человеку нравится и не нравится, чем то, какое сообщение он получает от произведения искусства.
Дизайн несет в себе элемент вкуса, но разница между хорошим и плохим дизайном во многом дело вкуса.
Хороший дизайн может все еще быть успешным, даже если он вам не по вкусу. Если он выполняет свою цель, понятен и мотивирует людей делать что-то, тогда хороший он или нет, это дело вкуса.
Мы могли бы обсудить данный конкретный вопрос, но надеюсь, что принцип ясен.
Хорошее произведение искусства это талант. Хороший дизайн это мастерство.
Как насчет способностей художника и дизайнера?
Чаще всего, у художника есть природные способности. Конечно, с самого раннего возраста, художник растет рисуя, занимается живописью, скульптурами и развивает свои способности.
Но истинная ценность художника заключается в его таланте (или врожденных способностях) с которым он родился. Хорошие художники, конечно же, имеют способности, но художественные навыки без таланта, пожалуй, бесполезны.
Однако, дизайн, это способность, которому учат и которому учатся. Вам не нужно быть великим художником, чтобы быть великим дизайнером; вам всего лишь нужно будет учиться хорошему дизайну.
Некоторые из самых уважаемых дизайнеров в мире известны своим минималистическим стилем. Они не используют много цветов или текстур, но они уделяют много внимания к размеру, позиционированию и расстояниям между элементами дизайна, чему можно научиться без врожденного таланта.
Хорошее произведение искусства передает всем разные сообщения.
Хороший дизайн передает всем одно и то же сообщение.
Это подпадает под действие второго пункта о толковании и понимании. Но если вы запомните только один пункт из этой статьи, то запоминайте именно этот пункт.
Много дизайнеров считают себя художниками, потому что они создают что то визуально привлекательное.
Но визуальная композиция призвана выполнить конкретную задачу, передать определенное сообщение. Вне зависимости от того насколько дизайн прекрасен, это не произведение искусства. Дизайн это форма общения, просто окошко, в котором содержится сообщение, информация.
Немногие художники называют себя дизайнерами, поскольку они, судя по всему, лучше понимают разницу. Художники не создают свои картины для продажи товара или продвижения услуги. Они создают ее исключительно для самовыражения, чтобы она могла быть просмотрена и оценена другими. Сообщение, если мы даже можем его так назвать, это не факт, а чувство.
Что вы думаете?
В зависимости от того, как вы смотрите на это, разница между искусством и дизайном может быть четкой или туманной. Эти два понятия, безусловно, пересекаются, но искусство является более личным, вызывая сильную реакцию в тех, кто связан с ним.
Я оставляю вас с этой цитатой от Крейга Элимелиаха (Craig Elimeliah), кто освещал данную тему в своей фантастической статье для AIGA, который я обнаружил в ходе своих исследований для данной статьи.
“Я не претендую на должность эксперта, чтобы решить, что есть искусство и чем искусство не является, но я знаю, что если мы посмотрим на различия между искусством и дизайном, мы увидим очень четкую разделяющую линию между ними.
Инженер может создать красивый сайт, если дать ему точные координаты для вставки разных цветных пикселей, или же следуя определенным инструкциям; большинство из проектов дизайна имеют подробные инструкции и большинство дизайнов основаны на текущих тенденциях.
Художник, с другой стороны, никогда не может получать каких либо инструкций для создания нового хаотичного и уникального шедевра, потому что его эмоции и душа будут диктовать его рукам движения.
Арт-директор не будет кричать на художника из за того, что он создал что-то абсолютно уникальное, потому что это и делает художника художником, а не дизайнером.”