- Библиотека 2030: Как изменится дизайн пространства
- Келли Бэнкс
- Пространство для концентрации и общения
- Технологии и инструменты в центре внимания
- «Умное» хранение
- Мебель и современные приспособления для работы
- Устойчивая архитектура
- Инстаграмобилити
- Комфортное библиотечное пространство: опыт разных стран
- Евгения Микаелян
Библиотека 2030: Как изменится дизайн пространства
Келли Бэнкс
Поразмышляем о дизайне библиотек будущего вместе с Келли Бэнкс, старшим директором Отдела по работе с библиотеками и организациями компании PressReader.
Как бы нам ни нравилось то, какими стали библиотеки в 21 веке, развитие любимых нами учреждений неизбежно будет продолжаться. Потребности общества меняются, а значит меняется и библиотека, которая ему служит. Нынешнее время высоких технологий, постпандемии и гиг-экономики создаёт беспрецедентные условия для изменений в дизайне библиотек.
Потребности будущих пользователей библиотеки могут отличаться от сегодняшних. Как же дизайн библиотечного пространства сможет обеспечить всё, что им будет нужно?
Весьма вероятно, что в ближайшие 10 лет ваша местная библиотека изменится до неузнаваемости, в основном, из-за изменений в контенте. По мере того, как библиотечные коллекции переходят в цифровые или онлайн-форматы, сокращаются потребности в пространстве для физических носителей, оставляя возможность уделять меньше внимания базовому хранению книг и больше — удобству пользователей.
Один наглядный пример: с цифровым газетным киоском PressReader пользователи библиотеки могут получить доступ к тысячам электронных газет и журналов. Представьте, сколько бы места заняли их физические копии, и вообразите, что библиотека может сделать с этим пространством в будущем.
Хотя библиотекари и являются хранителями настоящих сокровищ истории, наше общее движение вперёд представляется не менее волнующим. Вот как может выглядеть библиотека в 2030 году.
Пространство для концентрации и общения
В то время как всем известная тишина в библиотеке помогает концентрации, позволяет людям спокойно читать, писать или изучать что-то, всё больше учёных говорят о важности совместной дискуссии, продуктивности коллективных размышлений и общественных обсуждений. Более того, недавние исследования показали, что фоновый шум помогает некоторым людям быть более работоспособными.
Поэтому библиотеки будущего вполне могут предложить большее количество мест для общения, социальных пространств типа кафе в дополнение к традиционным тихим зонам. В библиотеке Уэстон в Оксфорде уже есть кафе и переговорные, где могут разместиться те, кто хочет заниматься в более социально включённой среде.
Предоставление разнообразных пространств для различных стилей работы привлечёт больше постоянных посетителей и пользователей, особенно в связи с тем, что после пандемии удалённая работа становится всё более привычным явлением.
Технологии и инструменты в центре внимания
Несмотря на то, что книги и другие материалы всегда будут неотъемлемой частью библиотеки, необходимость их нахождения в центре внимания, скорее всего, будет уходить, поскольку библиотеки освобождают место для других функций, инструментов и форматов контента.
В каком-то смысле экстремальным примером этого тренда является библиотека Idea Exchange в Канаде, в которой вообще нет книг. В современном здании из стекла есть мастерские, студии звукозаписи, плавучий класс и театр. В свою очередь, сочетающая в себе фактуру дерева и стекла Центральная библиотека Хельсинки Oodi хранит 100 000 книг на верхнем этаже, а первые два этажа здания представляют собой «общественную гостиную» с местами для отдыха, мейкерспейсами с 3D принтерами и студиями звукозаписи. А в Hunt Library в Северной Каролине есть даже лаборатория по разработке видеоигр.
Всё больше контента становится оцифрованным, а потому гораздо чаще возникает важный вопрос о библиотечных зданиях: как лучше всего использовать физическое пространство для пользователей? Предназначено ли оно для хранения библиотечного фонда или для построения и укрепления сообщества?
«Умное» хранение
Для тех, кто не готов пойти на такие крайности, как библиотека Idea Exchange, появляются всё более инновационные решения для хранения книжных коллекций.
Роботизированная система поиска и выдачи книг в библиотеке Мансуэто Чикагского университета позволяет получить доступ к более чем трём миллионам книг, которые скрываются вне основных залов библиотеки плотно уложенные на стеллажах подземного книгохранилища. В библиотеке Хельсинки тоже есть бот, который помогает найти всё, что не входит в число 100 000 томов, находящихся в открытом доступе.
Мебель и современные приспособления для работы
Всё более важным для библиотек будущего становится организация такого пространства, в котором пользователь мог бы провести полноценный рабочий день. Предусматриваются все необходимые моменты: от комфортных сидячих/стоячих рабочих мест до достаточного количества розеток.
Реальность такова, что уже сейчас библиотеки — это не просто место, где можно найти очередную классную книгу. Это пространства, в которых можно подготовить отчёт, посмотреть вебинар, получить доступ к бесплатному Wi-Fi, провести исследовательскую работу, воспользоваться электронным газетным киоском и многим другим. Для всех этих действий требуются электронные устройства.
Выбирая эргономичную мебель для комфортных условий работы, библиотека становится ещё более привлекательной для пользователей, которые ищут место, где можно было бы взяться за дело и результативно выполнить необходимые задачи.
Устойчивая архитектура
Библиотеки являются важным элементом городской инфраструктуры, они часто воспринимаются лидерами в своих сообществах. Эта позиция обусловливает важность соответствия концепции устойчивости (sustainability). Архитектор Джеффри М. Гувер, профессор Гарвардской высшей школы дизайна, назвал разработку устойчивых стратегий LEED ключевой целью своего учебного курса «Будущее физического пространства библиотеки».
К примеру, Библиотека Чарльз Университета Темпл в Филадельфии располагает крышей с озеленением площадью 47 300 квадратных футов, которая вносит свой вклад в систему управления ливневыми водами. Благодаря собственной системе сбора дождевой воды Центральная библиотека Остина, штат Техас, смогла помочь местным жителям во время засухи.
Инстаграмобилити
Благодаря своей популярности в соцсетях, библиотека Биньхай в китайском городе Тяньцзине принимает у себя более 10 000 посетителей ежедневно. Откуда такая популярность? В футуристическом атриуме пространство от пола до потолка занимают полки с книгами, которые невероятно эффектно смотрятся в кадре. Кроме того, недоступные по высоте полки заполнены не настоящими книгами, а их изображениями.
Хотя проектирование библиотеки вокруг концепции «Instagram moment» может показаться неким потворством моде, вау-эффект от пространства может привести к значительному увеличению числа реальных посетителей и постоянных пользователей: в настоящее время библиотека Тяньцзиня является главной туристической достопримечательностью города.
Конечно, это всего лишь общие прогнозы будущих тенденций в дизайне библиотечного пространства. У каждого региона и демографической группы будут разные потребности, и лучший дизайн библиотеки — это тот, который помогает её пользователям получить доступ к контенту и услугам, в которых они больше всего нуждаются.
Перевела с английского Мария Алексеева
Комфортное библиотечное пространство: опыт разных стран
Евгения Микаелян
Комфортная атмосфера библиотеки: в чём она выражается? Что ещё, помимо мягких кресел и тёплого света, делает её таковой? И как организуют своё комфортное пространство библиотеки разных стран? Что они делают, чтобы посетителям хотелось не только дольше находиться в библиотеке, но и возвращаться туда снова.
Нет сомнений, что библиотека сегодня — это не только фонды. Это, в том числе, особое пространство, характеризующееся комфортом — физическим и психологическим. И если за понятием физического комфорта стоит вполне ясный набор черт и факторов, знакомых большинству, то составляющие психологического комфорта могут вызвать куда больше вопросов. В контексте жизни библиотек физический комфорт включает в себя всё, что связано с планировкой и оформлением интерьера: цвет, освещение, мебель, декоративное решение, озеленение, а также возможность выбрать для себя оптимально комфортное место из разнообразного ряда, предложенного библиотекой. Психологический же комфорт связан с субъективным восприятием атмосферы библиотечного пространства, понятием эстетики, наличия какого-либо стиля, а также напрямую относится к поведению библиотечного персонала по отношению к пользователю. Нет сомнений, что обстановка, в которую попадает человек, переступивший порог библиотеки, — это первое, что он оценивает и что вызывает те или иные эмоции.
Так вышло, что интерес исследователей всегда был сосредоточен, скорее, на технической стороне работы библиотек, на статистических и фактических данных, а не на том, что чувствует читатель в библиотеке, как он относится к библиотечному пространству с персональной, субъективной точки зрения. Между тем сегодняшние библиотеки не могут позволить себе недооценивать фактор комфорта. Если их пространство недостаточно продумано и проработано, а пользователь чувствует себя в нём неуверенно или неудобно (особенно если при этом также есть выбор между библиотекой и каким-либо другим местом), то он никогда не сможет в полной мере сосредоточиться на информационных ресурсах библиотеки.
Организация комфортного библиотечного пространства происходит в России и за рубежом в разных темпах и с использованием различных методов. Несмотря на это и там, и там важную роль играет (или, по крайне мере, в идеале должно играть) мнение самих пользователей. А именно, мнение о том, что же собой представляет то самое комфортное библиотечное пространство, в котором хочется не только находиться, но и возвращаться в него снова и снова.
США и Канада
В статье «If they build it, they will come. A student-designed library» рассказывается о необычном проекте, в ходе которого группе студентов дали возможность выразить собственную точку зрения и самим выбрать идеальный дизайн помещения библиотеки. Автор исследования попросил студентов разных направлений, посещающих его внеклассный курс по библиотечному дизайну, нарисовать своё идеальное помещение для учёбы. Среди иллюстраций были холлы и гостиные общежитий, собственные комнаты и даже кафе. Никто из испытуемых не нарисовал свою университетскую библиотеку.
Когда студентов спросили, почему они не рассматривают свою библиотеку как комфортное место для учёбы, ответы были следующими: «стены больничного белого цвета», «неприятное флуоресцентное освещение», «неэстетично» и т.д. На вопрос, как тогда, по мнению студентов, должна выглядеть та самая университетская библиотека, чтобы именно в ней хотелось заниматься, были получены следующие рекомендации: естественное освещение, наличие кафе, специальная зона, которая работает 24/7, индивидуальные источники света, длинные диваны. Были предложены и такие варианты: «более мягкое, рассеянное освещение», «тёплые цвета», «комфортность», а также «пространство, которое бы вдохновляло».
Интересно заметить, что именно комфортность, атмосфера места, а не какие-либо другие факторы вроде наличия информационных ресурсов и техники оказались решающим критерием при выборе места для работы. К сожалению, из-за отсутствия в библиотеке описанных выше условий, студенты всегда делали выбор в пользу других мест и заведений, даже платных, пока их устраивал интерьер.
Так, важным критерием психологического комфорта становится понятие «атмосфера». Что кроется за психологическим «ощущением» атмосферы места, какие факторы влияют на её восприятие? И, главное, как она помогает создать комфортное пространство и задержать пользователя в стенах библиотеки?
Многие исследователи считают, что нынешний успех книжных магазинов и книжных кофеен заключается именно в том, что те, имитируя то, что библиотеки делали уже до них, торгуют комфортным физическим пространством для взаимодействия с книгами. Книжные магазины пытаются воссоздать атмосферу библиотеки, поощряя клиентов задерживаться в своих стенах: они сознательно «подражают» библиотекам. Возникает вопрос, почему библиотеки, которые в теории предоставляют то же самое комфортное, атмосферное пространство, но при этом бесплатно, часто проигрывают в сравнении со своими платными конкурентами? Неужели библиотеки не уделяют достаточного внимания разработке и улучшению качества своего пространства, поддержанию той «библиотечной атмосферы», которая многими так романтизируется?
В 2015 году библиотека университета Конкордия (Монреаль, Канада) провела исследование, чтобы выявить предпочтения пользователей перед запланированным ремонтом библиотеки. Интересно следующее: когда респондентов спросили, что именно они хотели бы добавить или улучшить, то, помимо технических аспектов, качества меблировки и прочих удобств, третьей и самой частой категорией ответов стали комментарии относительно комфортности и атмосферы библиотечного пространства:
«Обстановка здесь не очень комфортная. Стены непримечательные и угнетающие, отчего настроение сразу падает»; «Создайте приятное пространство. По мне так библиотека слишком старомодная»; «Создайте благожелательную и комфортную атмосферу для долгих часов учёбы»; «Я бы определённо изменил освещение на что-то более яркое вместо этого желтоватого света. На мой взгляд, он создает неприятную атмосферу»; «Из-за этого ковра библиотека выглядит изношенной и поблёкшей».
Такой результат убедительно показывает, что психологический комфорт и атмосфера библиотеки — это хоть и субъективные, но столь же важные параметры, как, например, технологическое оснащение библиотеки и физическое состояние, качество мебели, и на них несомненно стоит обращать не меньшее внимание при разработке дизайна библиотечного пространства. Особенно это касается библиотек, которые работают с молодёжью (университетских и специализированных) как одной из наиболее мобильных, динамичных и переменчивых групп пользователей, а потому и наиболее требовательных к комфорту и общей атмосфере пространства.
Франция
Во французских библиотеках регулярно проводятся анкетирования и опросы читателей касательно качества предоставляемых услуг, включая вопрос о комфортности библиотечного пространства. Особо примечательным является исследование, проведённое в 2012 году мэрией Парижа с целью оценки качества муниципальных библиотек. Респондентам было предложено назвать критерии «идеальной» по их меркам библиотеки. В итоге все результаты были так или иначе связаны с пространством учреждения, её психологическим и физическим комфортом.
Популярностью пользовались природные материалы и «натуральные» элементы в дизайне библиотек. Так, многие респонденты отдавали предпочтение естественному освещению, озеленению, «естественным» изогнутым линиям в интерьере, выполненном из натуральных материалов. Многие хотели бы видеть в оформлении библиотек стекло, дерево, растения, тёплое рассеянное освещение. Предлагалось даже обеспечить возможность выхода в сад или собственный дворик библиотеки в солнечные дни.
Помимо этого, многие уделили внимание важности зонирования пространства библиотек. Респонденты высказались о желании видеть в библиотеке как изолированные тихие зоны для работы, так и более расслабленные площадки для общения и отдыха. Что касается предпочитаемых мест для сидения за книгой, в приоритете оказались мягкие и комфортные варианты (диваны, кресла, кресла-мешки, шезлонги). В более традиционной «рабочей» зоне посетители хотели бы видеть удобные стулья, достаточно хорошо сконструированные, чтобы на них можно было долго работать и оставаться сосредоточенными без дискомфорта для тела. Более того, многие пользователи также хотели бы видеть в стенах библиотек экспериментальные и нестандартные зоны для чтения или созерцания, как, например, дзен-пространства с комнатными фонтанами, аквариумами и садами.
Некоторые опрошенные предложили заимствовать из книжных магазинов идею собственных тематических разделов и цветовых кодов, основанных не на традиционных классификациях, а на субъективных ощущениях: иными словами, речь идёт о распределении книг на секции: «мечтать», «смеяться», «абстрагироваться», «играть», «получать информацию» и тому подобное. Можно справедливо предположить, что такие идеи поступали в основном от читателей, которые зачастую бегло просматривают стеллажи книг, ища «что-нибудь интересное», что зацепит их взгляд.
В большинстве своём требования к «идеальной» библиотеке в глазах французских респондентов следующие. Это должно быть место, в котором они смогут чувствовать себя хорошо, в которое захочется возвращаться снова и снова; оформленное в тёплых натуральных цветах, комфортное, с уютной дружелюбной атмосферой. Идеальная библиотека для них — это зонированное пространство, где находятся как традиционные места для работы, без отвлекающих факторов, мотивирующие на долгосрочную концентрацию внимания, с достаточным акустическим комфортом, так и более неформальные зоны для расслабленного чтения, работы в компании, рефлексии и созерцания.
Россия
Конечно, на Западе изучением вопросов комфорта библиотечного пространства занимаются уже не одно десятилетие. Их опыт колоссален, но это, разумеется не означает, что тема игнорируется и не изучается в российских библиотечных кругах. К тому же вопрос комфортности библиотечного пространства сегодня как никогда актуален и среди пользователей библиотек.
Следуя опыту зарубежных коллег, которые при разработке дизайна и планировки комфортного пространства обращаются к предпочтениям именно пользователей, мы провели аналогичное исследование. Респондентам (постоянным посетителям различных публичных библиотек России) предлагалось ответить на ряд вопросов о физическом и психологическом комфорте и уюте библиотечного пространства. Например, субъективно оценить важность ряда факторов физической комфортности пространства (таких как наличие места у окна, нестандартной мебели, соблюдение зонирования и т.п.), поделиться опытом и оценкой общения с сотрудниками библиотек, а также дать в свободной форме определение своего идеального комфортного библиотечного пространства.
В первую очередь стоит остановиться на ответах, полученных на заключительный вопрос. Респонденты выделили следующие факторы комфортного пространства библиотеки, на которые следует обратить внимание:
- акустический, температурный и гигиенический комфорт;
- зонирование и наличие выбора между различными точками: формальными и неформальными, собственный выбор места для работы («хорошо бы, если бы в библиотеке были, условно, “рабочие”места и что-то типа зоны отдыха, неформальное место, но это идеальный вариант», «возможность присесть с книгой на пол, потому что мне было бы так комфортней», «всегда нравятся нестандартные “уютные” пространства»);
- уединённость, наличие закоулков, приватных мест для работы или одноместных уголков («для меня важна уединённость, и я не стану сидеть там, где много людей…», «уединённые пространства, где ты никого не видишь», «можно забиться в уголок», «больше уединённости от других посетителей, например, что-то вроде небольших кабинок»);
- просторность и нестеснённость («большое пространство, чтобы обеспечить удалённость людей друг от друга»);
- стиль и дизайн помещения, интерьер, в том числе и атмосфера библиотеки («чтобы декор был уютный и домашний», «я пользуюсь библиотекой как местом, где можно взять книги, но уютная атмосфера […] завлекает оставаться в библиотеках подольше», «что-то отличительное, запоминающееся в интерьере, но не мешающее аутентичности», «чтобы было атмосферно, приятно находиться», «визуально, как какой-нибудь музей современного искусства — модернистское», «визуальное пространство, декор и дизайн интерьера для меня очень важны», «приятная атмосфера,настраивает на рабочий лад», «такая библиотека, которая не навлекает тоску и уныние, и желание поскорее оттуда уйти», «было бы здорово, если бы больше библиотек уделяло внимание декору, особенно тематическому»);
- интуитивно понятный дизайн библиотеки и наличие инструкций («помещения библиотеки не должны быть лабиринтом, потому что малейшее ощущение потерянности уже приводит к дискомфорту»);
- дружелюбный вежливый персонал;
- наличие кафетерия/автоматов с едой («очень здорово, если бы при библиотеке была небольшая столовая или хотя бы автомат с кофе»);
- наличие бесплатного Wi-Fi и индивидуальных розеток.
Эти результаты показывают, что вместе с неоспоримой важностью стандартных показателей комфортности библиотечного пространства (акустический, температурный и гигиенический комфорт) такие факторы, как стиль, дизайн и атмосфера также играют важную и во многом принципиальную роль. Значительная часть респондентов предпочла бы заниматься не только в чистом и тихом, но также и в визуально приятном, эстетически привлекательном пространстве, обладающем определённой атмосферой.
Интересны мнения читателей по поводу специальных зон для работы и чтения. Половина респондентов предпочитает подобные неформальные места для чтения традиционным, при этом абсолютное большинство также поддержало необходимость как минимум наличия таких пространств в библиотеке, то есть возможности выбора между различными зонами. Помимо этого, достаточно большое количество респондентов хотело бы иметь доступ к уединённым рабочим пространствам. И даже если библиотеке было бы очевидно затруднительно предоставить каждому пользователю свою комнату для работы, она вполне может обеспечить наличие изолированных мест с помощью правильно расставленных предметов мебели или стеллажей, уголков или одноместных кресел, создающих атмосферу уединённости.
Отметим стремление большинства респондентов к менее формальной и более разряженной обстановке при общении с сотрудниками библиотеки. Что вполне ожидаемо, если учитывать, что многие пользователи, особенно молодёжь, приходят в библиотеку в свободное от учёбы и работы время: им не хочется покидать одно формальное строгое пространство (школа, институт, работа) для того, чтобы прийти в другое, также имеющее строгую регламентацию, где их будут жёстко контролировать (только не учителя и коллеги, а сотрудники библиотеки).
Итак, подведём итоги. На основании проведённого исследования и изученного опыта других стран выделим несколько эффективных методов повышения комфортности библиотечного пространства:
- проведение опросов для выявления предпочтений и желаний фокусной группы пользователей библиотеки;
- сотрудничество библиотечных работников с профессиональными дизайнерами и архитекторами в целях создания не только функционального, но и стильного помещения;
- следование единому стилю, создание определённой атмосферы пространства библиотеки;
- грамотное зонирование библиотечного пространства, отвечающее разным пользовательским запросам;
- предоставление свободы в выборе места для времяпрепровождения и в передвижении с библиотечными материалами по пространству библиотеки;
- обеспечение необходимым количеством визуально изолированных рабочих мест, например, одноместными креслами или уединёнными пространствами, созданными с помощью определённой расстановки стеллажей;
- внимание к вопросам дружелюбности и вежливости персонала.
Детально продуманное комфортное библиотечное пространство сегодня как никогда играет огромную роль в успехе современной библиотеки, которая в виду своей уникальности незаменима ни одним из конкурентов.