Дизайн проект детской библиотеки

Модельная библиотека вдохновляет: восемь удачных идей

Глобализация и модернизация не обходит стороной библиотеки. Появляется новый формат такого учреждения — модельная библиотека.

По нацпроекту «Культура» до 2024 г. планируется преобразовать 660 библиотек: из обычных муниципальных в необычные модельные. Каждая из них — с высокой миссией и уникальным дизайном, реализации которого способствуют средства из федерального и муниципального бюджетов.

На выигранные гранты будущие модельные библиотеки не только проводят косметический ремонт и пополняют книжные фонды, но и закупают роботов-библиотекарей, создают на базе учреждения кружки для лингвистов и блогеров, открывают арт-кафе и музыкальные гостиные.
О том, как присоединиться к их числу и превратить родную библиотеку в нечто большее, а также о том, какие идеи можно реализовать с минимальным бюджетом в своей библиотеке, читайте в статье ЛаЛаЛани.

Первые модельные библиотеки появились в 2019 г. Тогда был запущен федеральный проект «Культурная среда» в рамках нацпроекта «Культура».
Согласно проекту, с 2019 по 2024 гг. за счет средств федерального и регионального бюджетов ежегодно будут создаваться 110 модельных муниципальных библиотек: 80 муниципальных и 30 центральных муниципальных. Кроме того, в нынешнем и прошлом году были набраны дополнительные участники сверх квоты. В результате сейчас модернизировано (и еще модернизируется) 244 библиотеки.

Конечно, реализация проекта не идеальна: уже много сказано об инертности и неповоротливости проектных офисов и федеральных и муниципальных властей, о хищении средств и проблемах с подрядчиками. Однако тем ценнее примеры успешной реализации замысла сотрудников библиотеки.
Помещения модернизированных библиотек оформлены в соответствии с современными дизайн-проектами: в эко-стиле, в тематике «Гарри Поттера» или космического пространства, с ориентацией на народные мотивы региона или в стилистике лофта.

Во многих из них появились отдельные детские и подростковые зоны, а библиотечная мебель подобрана с учетом возрастных особенностей детей: разноуровневые и мобильные стеллажи в виде книжных домиков, стеллажи для игрушек и напольные сиденья-пуфики. Для удобства посетителей установлены шкафы-локеры для личных вещей с электронным замком, для реализации задуманных планов во время культурных
мероприятий — трансформирующиеся столики-картины и откидные экраны.

Модельные библиотеки получают современное техническое оснащение: электронные читальные залы, богатый фонд электронных и аудиокниг, бесплатное подключение к фондам Национальной электронной библиотеки. Кроме того, фонды учреждений постепенно оснащают системой автоматизации с помощью RFID-технологии: каждая книга получает RFID-метку, благодаря чему читатель оформляет ее выдачу через станцию самообслуживания.
Во всех библиотеках-участницах проекта появились компьютеры, фотоаппараты, проекторы, очки виртуальной реальности и даже синтезаторы.

Для читателей с ОВЗ в модернизированных библиотеках расширены дверные проемы, установлены удобные двери, пандус и поручни, специально переоборудован санузел. Для читателей с проблемами со зрением в большинстве библиотек установлены стационарные видеоувеличители.

Примеры модельных библиотек

Перечисленные характеристики модельных библиотек могут вызвать недоверие: все это звучит слишком фантастически. Однако примеров успешного воплощения замысла от библиотек-конкурсантов уже немало. ЛаЛаЛань хотела бы поделиться с вами некоторыми реализованными идеями по созданию модельной библиотеки, которые могут послужить вдохновением для будущих участников проекта и библиотек, которые по разным причинам не могут принять участие.

  • Мини-кинотеатр вбиблиотеке (г. Шуя, Ивановская обл.).

В библиотечном кинозале проводятся коллективные просмотры фильмов. Планируются семейные и детские кинопоказы.

  • Пушкинская библиотека-музей (г. Белгород).

Основная форма культурно-просветительской деятельности этой библиотеки — музейная экспозиция «Пушкин и Белогородчина». В библиотеке появилась справочно-информационная система «Музейный гид», все выставочные образцы оцифрованы.

  • Литературно-музыкальнаягостиная (г. Златоуст, Челябинская обл.).

В библиотеке создан музыкальный салон, где можно послушать более 5000 раритетных грампластинок с грамзаписями таких певцов и поэтов, как Робертино Лоретти, Клавдия Шульженко, Капитолина Лазаренко, Анна Ахматова, Сергей Есенин и др.

  • Театральное пространство (г. Благовещенск).

На базе библиотеки проводятся творческие вечера и инсталляции, реализуются такие современные постановочные жанры, как хэппенинг и реди-мейд.

  • Школа блогингаи фотоискусства (г. Губинский, ЯНАО).

После модернизации в библиотеке появилось особое пространство для обучения работе с фото- и видеоаппаратурой. Все желающие могут поступить в «Школу блогинга», записаться в фотостудию или прийти в арт-кафе.

  • Школа мультипликации (г. Егорьевск, Московская обл.).

Библиотека открыла в своих стенах мультипликационную студию Kidкадр, где с помощью профессиональной аппаратуры можно научиться создавать мультфильмы.

  • Изучениеиностранных языков (г. Егорьевск, Московская обл.).

В библиотеке работает клуб «Юный лингвист», в рамках которого можно посещать кружки по изучению английского и французского языков для школьников и подростков.

  • Лабораторияинновационного творчества и робототехники (г. Муравленко, ЯНАО).

В библиотеке появились 3D-принтер, 3D-сканер, планшеты, ноутбуки, моноблоки, робототехнические наборы LEGO, VR-очки и робот-библиотекарь Федор Михайлович.

Принять участие в конкурсе
В приведенных примерах библиотека трансформировалась в досуговый центр с ориентацией на образовательную, культурно-просветительскую, развлекательную миссию. Подобные метаморфозы могут коснуться любой библиотеки-участницы.
Присоединиться к проекту модернизации может любая муниципальная библиотека. Отбор участников проекта «Культурная среда» проводится на конкурсной основе. Сроки подачи документов на следующий год — март-апрель нынешнего года. Результаты подводятся в августе-сентябре.
Заявки подает проектный офис субъекта РФ, который в дальнейшем координирует работу по выполнению проекта. Он же отбирает муниципальные библиотеки для участия в конкурсе.

Важным для библиотеки-участницы будет:

  • наличие не менее двух полных ставок библиотекарей либо возможность их увеличения до двух;
  • наличие у персонала библиотеки сертификатов или удостоверений о повышении квалификации за последние пять лет;
  • наличие наград, поощрений, благодарственных писем за участие и организацию социально-культурных конкурсов, проектов и т.п.

После отбора продумывается концепция модернизации для каждой библиотеки-участницы на основе имеющихся методических рекомендаций.
В эту концепцию входит:

  • проект зонирования библиотеки и план расстановки мебели;
  • план мероприятий по повышению квалификации персонала библиотеки на три года;
  • планируемый объем пополнения книжного фонда на три года (с учетом электронных ресурсов);
  • примерный план образовательных, культурных и социально-значимых мероприятий на год;
  • оценка влияния созданной модельной библиотеки на социокультурную среду в субъекте РФ.

Далее разрабатываются дорожные карты, закладываются сметы расходов, предварительно обсуждаются договоренности с подрядчиками о выполнении необходимых работ (косметический ремонт, замена сантехники, освещения и пр.), а также разрабатывается штатное расписание библиотеки и др.

Собранный пакет документов вместе с заявкой в печатном виде направляется в Минкультуры РФ. В результате конкурсного отбора из средств федерального бюджета выделяется по 5 млн рублей для 80 муниципальных библиотек и по 10 млн рублей для 30 центральных районных и городских библиотек. Кроме того, библиотеки могут рассчитывать и на дополнительные средства из бюджета субъекта.

Например, 21 августа в городе Губинском Ямало-Ненецкого автономного округа открылась модельная библиотека, получившая 10 млн рублей из федеральных средств и более 21 млн рублей из муниципального и окружного бюджетов.
Подробнее ознакомиться с правилами участия в конкурсе можно на сайте и в группе Facebook.

ЛаЛаЛань искренне советует всем желающим муниципальным библиотекам перейти по ссылкам и найти больше информации, а также поучаствовать в проекте модернизации.

Источник

Дизайн-проект интерьера детской библиотеки, проект Виктории Орловой и др. (Россия, Рязань)

Проект:
Дизайн проект детской библиотеки

Номинация:
Лучший дизайн-проект библиотеки

О проекте:
Целью проекта стало создание современного пространства для досуга детей и подростков. Также необходимо было адаптировать библиотеку для маломобильных групп населения и обновить интерьеры библиотеки.
За основу было решено взять скандинавский стиль. Название проекта «Жирафика» было выбрано в связи доминантным образом интерьера — жирафом.
Основной мотив проекта – комикс. Комиксы актуальны для аудитории школьников и молодых людей. В комиксах картинки рассказывают историю, яркие, насыщенные красками образы помогают запомнить информацию.
Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. В виде комиксов адаптируются даже произведения классиков литературы. Именно поэтому, по мнению авторов, эта тема подходит для проекта библиотеки.

Местоположение:
Россия, Рязань, ул. Маяковского, 22

Год создания проекта:
2022

Заявители и авторы проекта:
Орлова Виктория Сергеевна, Паршикова Алена Сергеевна, Лыкин Виталий Борисович, студенты направления «Архитектурное проектирование» Рязанского института (филиала) Московского государственного политехнического университета.

+7 (921) 784-53-20
[email protected]
197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

Источник

Дизайн проект детской библиотеки

Как разработать уникальный дизайн-проект библиотеки, основанный на идентичности территории? Что может стать источником вдохновения и отправной точкой для разработки дизайн-концепции? В этом материале мы рассказываем о визуальных решениях трех модельных библиотек, органично вписанных в географический и социокультурный контекст региона.

Дизайн не просто делает помещение стильным, привлекательным, современным. Не только отвечает за удобство, комфорт и функциональность. Сегодня все чаще используется термин визуальные коммуникации, а это значит, что дизайн — это инструмент общения. Он транслируют ценности и культурные коды местности, вовлекая посетителя во вдумчивый диалог с территорией, ее прошлым и настоящим. Локальная идентичность, зашифрованная в визуальных решениях, позволяет сделать пространство библиотеки уникальным и неповторимым, дает возможность местным жителям почувствовать сопричастность с этим местом, а туристам — погрузиться в местную культуру.

Море волнуется раз: «Книжная гавань» в Северодвинске

Библиотека №10 «Книжная гавань» находится в моногороде Северодвинске Архангельской области на берегу Белого моря. Здесь функционируют два градообразующих предприятия, которые занимаются строительством и ремонтов судов. Это город моряков и корабелов.

Библиотека расположена на улице Карла Маркса. Недалеко от нее — Техникум судостроения и машиностроения, Институт судостроения и морской арктической техники, гостиница «Беломорье», торговый центр «Приморский». Предприятия, связанные с морем, морские названия и аллюзии на каждом шагу. Здесь все живет и дышит морем.

Образ моря был положен и в основу названия библиотеки «Книжная гавань», и в основу дизайн-концепции. Главными художественными образами пространства стали море, север, лед, снег, причал, порт, маяк, акватория, остров.

Разработка проекта заняла 2,5 месяца и проходила в два этапа. На этапе проработки функциональных зон и планировки помещений в работу были вовлечены все сотрудники библиотеки. Тщательно анализировались пожелания и идеи библиотекарей, большая часть их предложений была учтена. Первоначальный эскиз функционального зонирования выполнила Заведующая сектором по внедрению информационно-коммуникационных технологий отдела библиотечного развития муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Ирина Черномордникова.

Дизайн-концепцию разрабатывала дизайнер Мария Притчина. Именно она предложила сделать море лейтмотивом всего проекта. Мария закончила Детскую художественную школу в Северодвинске, а высшее образование получила в Москве — на кафедре художественного проектирования интерьеров Государственной промышленной академии им. С.Г Строганова. Такой бэкграунд позволил ей, с одной стороны, посмотреть на проект глазами местного жителя, знающего культурные коды территории, с другой — применить профессиональные дизайн-инструменты.

Я в этом городе родилась, я его знаю и чувствую. Люди здесь много работают, но в городе почти нет мест для дополнительного развития с красивым интерьером и разнообразными функциями. Существует запрос на проведение досуга. Создавая дизайн-проект библиотеки, я понимала, что нужно молодежи. Модельная библиотека как раз подходит для решения этих задач,

— говорит дизайнер Мария Притчина.

Визуальное изменение пространства произошло благодаря использованию геометрии в дизайне интерьера: диагональные линии соединяют контрастные цвета, отделяют одну зону от другой. В дизайн-проекте используются графические абстракции, которые вызывает субъективные ассоциации у каждого зрителя. Для одних это льды, для других — северное сияние, для третьих — элементы корабля.

Лаконичный дизайн отражает суровый климат северного края. В целом дизайн-проект очень сдержанный, однако здесь присутствуют и яркие цвета. Они символизируют солнечные лучи — редкие и скупые на тепло, но всегда такие долгожданные на Севере. Желтый и оранжевый прекрасно «сдружились» с синим — главным цветом библиотеки. Такие детали позволяют создать образ северного края, выразить любовь к его неброскому колориту.

В этом морском интерьере море интересных дизайнерских решений. Для зонирования используются натянутые морские канаты.

Афиши мероприятий и постеры сотрудники библиотеки прикрепляют прищепками к рыболовной сети. Визитная карточка библиотеки — алфавитная композиция из настенных стеллажей, которые складываются в слово МОРЕ.

Интерьер библиотеки — это не просто набор каких-то фишек в дизайне. Мне было важно создать полноценный художественный образ, поработать с идентичностью места. В Северодвинске ярко выраженный ландшафт: мы находимся на берегу моря. Поэтому море стало главной темой, которой все подчиняется. Одно из самых необычных интерьерных решений мы сделали в детской зоне: это пол, который буквально повторяет изгибы волны. Чтобы добиться такого эффекта, мы использовали металлическую арматуру, затем клали кирпичи, все заливали бетоном, а сверху постелили прорезиненное покрытие, как на детских площадках, положили подушки в форме морских животных. В результате дети могут почти буквально качаться на волнах,

— комментирует дизайнер Мария Притчина.

Отдел литературы для детей получил название «Остров детства». Кстати, нейминг — еще один инструмент, который используется для воплощения художественного образа библиотеки. В названии отделов библиотеки присутствует морская лексика: «Инфопорт», «Пресс-каюта», выставочный зал «Арт-причал».

Реализация проекта длилась 10 месяцев. Для посетителей библиотека открылась осенью 2020 года. Сотрудники библиотеки даже провели анкетирование среди читателей, чтобы выявить их отношение к новому дизайну. Посетители отмечали, что им особенно нравится светлое помещение, красивое освещение и цветовая гамма.

Сегодня северодвинцы зачастую приходят в библиотеку не с какой-то конкретной целью, а просто сфотографироваться, потому что общественных пространств с таким стильным интерьером в городе практически нет. Дизайнер Мария Притчина отмечает, что библиотека стала многофункциональной, стильной, воодушевляющей и уютной. Сотрудники библиотеки говорят, что после модернизации стало не только красиво, но и удобно: например, развеска картин благодаря перфорированным стенам в выставочном зале занимает минимум времени.

После участия в Национальном проекте «Культура» и морского ребрендинга перед библиотекой открылось море новых возможностей. Библиотека органично вписалась культурный ландшафт города. Учреждение реализует морскую концепцию в своей событийной программе. Здесь проводятся мероприятия, посвященные Белому морю и его обитателям, судостроению, кораблестроителям, активности ко Дню Военно-морского флота. Сотрудники библиотеки проводят мероприятия в стильных тельняшках или элегантных платьях. Конечно, морского синего цвета.

Песочные реки, скалистые берега: Центральная городская детская библиотека в Самаре

Знаете ли вы, что такое Самарская Лука? Слово лука означает изгиб, в данном случае — изгиб реки Волги. Самарская Лука — это полуостровная территория, окруженная излучиной Волги и Усинским заливом Куйбышевского водохранилища. В Самаре существует очень четкое, полярное разделение: в городе — урбанизированная среда с плотной застройкой, а за Волгой — бескрайние природные просторы.

Ландшафтный контекст местности стал основой для разработки дизайн-концепции Центральной городской детской библиотеки Самары, которая была модернизирована в рамках Национального проекта «Культура» в 2019 году. Дизайн-проект разработало архитектурное бюро из Самары за 8 месяцев.

Работа нашей команды основывается на исследовании потенциала уникальности культурного ландшафта местности. Этот подход мы используем и в работе с библиотеками. Изучаем все слои культурного ландшафта: природно-географический бэкграунд, топонимы, функциональность, особенности окружения, делаем социально-этнический срез, разбираем символические слои. Выделяем ключевые истории, актуализируем смыслы и переводим их в абстрактные образы,

— рассказывает директор бюро Дмитрий Храмов.

Пейзажи Самарской Луки нашли свое отражение в цветовой гамме, материалах, интерьерных решениях и оформлении фасада.

Названия пространств в библиотеке также связаны с географическими объектами Самарской области: Задельное, Молодецкий курган, Бахилова поляна, Песочный город. А путешествие ребенка по библиотеке (книжная кругосветка) — от вестибюля через все пространства и обратно — повторяет направление движения самой Волги.

Центральная городская детская библиотека реализует концепцию «Библиотека на все случаи детства», поэтому и в дизайн-проекте был использован дифференцированный подход к разным возрастным категориям. Дизайнеры взяли за основу ландшафтные и географические константы, которые есть в сознании каждого жителя Самарской области: песок и скалы, но интерпретировали их не буквально, а как бы пропустили через восприятие ребенка.

Нам было важно отразить настроение, мироощущение и эмоциональные особенности маленького человека в определенном возрасте. Поэтому зона для малышей получилась мягкая, плавная, тягучая. Этот образ основан на воспоминаниях из детства, когда ты играешь в песке, строишь пещеры. Здесь есть норки, в которые можно спрятаться. Она передает ощущения счастливого и беззаботного детства на Волге,

— поясняет Дмитрий Храмов.

Подростковая зона, наоборот, отсылает к скалистому ландшафту и «колкому» в плане эмоций подростковому характеру, обостренно воспринимающему этот мир. Подростку хочется пойти в поход с друзьями, покорить гору, залезть на курган. Поэтому здесь уже не норки, а подиумы-скалы, которые складываются в новое пространство общения, открытое для освоения. Подростки могут залезть на эти «скалы» с ноутбуками, накидать подушек, создать здесь свой мир. Для них есть и подвесные кресла, напоминающие походные палатки,

— продолжает Дмитрий Храмов.

По словам дизайнера, именно природа стала главным героем этого проекта, потому что она является для ребенка главным, первичным инструментом рефлексии, познания, исследования этого мира.

Валяй! Межпоселенческая центральная районная библиотека в Махалино

Источником вдохновения и отправной точкой для разработки дизайн-концепции библиотеки могут стать не только географические объекты и достопримечательности, но и фольклор, народный костюм, ткани, традиционные орнаменты декоративно-прикладного искусства, промыслы и ремесла. Так, например, центральным образом в оформлении интерьера Межпоселенческой центральной районной библиотеки Кузнецкого района Пензенской области стали валенки.

Махалинские валенки — локальный бренд маленького села с большой историей. Местные жители начали продавать свои изделия в XVIII веке. С тех пор валяльная тема прошла красной нитью через всю судьбу села. В XX веке махалинские валенки даже отправляли на фронт. Сейчас производством валенок занимается всего один местный житель — Валерий Егоров, но они продолжают пользоваться спросом.

Дизайн-концепцию библиотеки разработала компания из Пензы. Разработка проекта длилась 2 месяца, а реализация — 7 месяцев. Команду дизайнеров вдохновляли музейные экспонаты, фотоархивы и рассказы старожилов села.

Мы впервые столкнулись с разработкой дизайна для библиотеки. Важно было создать привлекательный образ, при этом сохранить индивидуальность в оформлении библиотеки,

— рассказывает дизайнер Андрей Прокин.

Концептуально важным пространством библиотеки стал также тактильный музей. Краеведческий музей действует в библиотеке с 1946 года. В него часто заходят туристы, ведь село расположено на федеральной автомобильной трассе М5 «Урал». В музее, помимо другого краеведческого материала, представлены и работы местных умельцев-валяльщиков. В рамках Национального проекта «Культура» музей был также модернизирован.

Мы сознательно отказались от традиционного музея со стендами, выбрав современную и емкую форму подачи материала. Не статичная выставка «на века», а мобильное пространство, где посетитель не только получает знания, но и проживает конкретную историю,

— добавляет Андрей Прокин.

В библиотеке проходят лекции о народных промыслах и ремеслах, мастер-классы по валянию из шерсти, росписи валенок. Жители села и туристы с удовольствием приходят в библиотеку. Комфортная обстановка, грамотно выстроенное пространство, удобная мебель и современное оборудование располагают к интересному времяпровождению.

Источник

DesignAdvice.Ru - лучший онлайн-журнал о дизайне интерьеров
Adblock
detector