Дизайн, или художественное проектирование и конструирование
Слово «дизайн» происходит от латинского «designare» — определять, обозначать. Начиная с эпохи Возрождения, итальянское слово «disegnо» подразумевало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие «design» (переводится как «рисование») распространилось в XVI веке.
Термин «дизайн» можно определить как специфичесую сферу деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом. Термин «дизайн» стал приментся в нашей стране относительно недавно. До его внедрения проектирование вещей называлось «художественным конструированием«, а теория создания вещей «технической эстетикой». Слово «дизайн» породило и производные понятия: «дизайнер»— художник-конструктор, «дизайн-форма»— внешняя форма предмета и т. д. Дизайн и художественное конструирование мы будем рассматривать как синонимы.
До сих пор ведутся дискуссии о самом содержании дизайна, его целях и возможностях. Так, известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Понти считает, что цель дизайна — создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации.
Другой известный теоретик дизайна Т. Мальдонадо утверждает, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения, а судьбы искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий. В наше время широко распространено мнение, что главная задача дизайна — создание вещей, которые легко было бы продавать, дизайн становится в прямую зависимость от потребностей и запросов рынка.
Время на наших глазах предъявляет все более высокие требования к эстетическому содержанию предметов. В нашей стране дизайн рассматривался как деятельность художника-конструктора в области проектирования массовой промышленной продукции и создании на этой основе предметной среды. В центре внимания дизайна, направленного на создание удобных и красивых изделий, всегда должен быть человек с его общественными и индивидуальными потребностями, утилитарными и духовными запросами.
Определить область дизайна не всегда просто. Дизайн трудно отделить от архитектуры (когда идет речь о проектировании интерьеров), от скульптуры (когда проектируются, скажем, детские площадки или аттракционы), от прикладного искусства (создание новых видов посуды или мебели).
В современном мире дизайна можно выделить несколько основныех видов проектного дизайнерского творчества:
Индустриальный дизайн охватывает широчайший круг объектов, включая продукцию машиностроения, станкостроения, средства транспорта, вооружение, а также предметов потребления. В традиционном понимании к индустриальному дизайну относятся бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и пр. Дизайн мебели и оборудования для интерьеров, а также посуды, столовых приборов, занимает особое место, их проектирование имеет глубокие корни в ремесленном производстве. Свои особенности присущи дизайну медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей. Свои особенности имеет проектирование для детей, в частности игрушек.
Графический дизайн — один из наиболее распространенных и старинных видов дизайнерского творчества. С широким распространением рекламы с начала XX века, прикладное графическое творчество сегодня охватывает практически все сферы жизни общества. К традиционным видам книжного, газетного, журнального и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам фирменных знаков и фирменных стилей, шрифтов сначала добавилась коммуникативная ветвь (в интерьерах зданий, на пространствах населенных пунктов и дорогах). Позднее — заставки, рекламные ролики на телевидении, а в последние десятилетия — компьютерный дизайн. Отдельное направление компьютерного дизайна — Web-дизайн, т.е. создание Web-сайтов в сети Интернет, где построение графических изображений, всей системы информации в определяется своими, довольно жесткими правилами.
Дизайн архитектурной среды включает в себя создание интерьеров и внешней архитектурной среды. Решение интерьеров и оборудования общественных и производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Сегодня появилось понятие ландшафтного дизайна, потеснившее традиционные садово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру. Дизайн выставочных и музейных экспозиций, а также праздничного оформления пространственной среды находится на стыке дизайна графического и дизайна архитектурной среды, обладая специфическими особенностями и уже сложившимися традициями.
Дизайн одежды и аксессуаров — живет во многом по своим законам. Художники-модельеры создают уникальные коллекции «от кутюр» (haute conture) и более близкие к массовому, серийному выпуску «прет-а-порте» (pret-a-porter). При их создании используются современные материалы и технологии, специфические методы дизайн-проектирования.
Арт-дизайн направлен на создание художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия практически теряют при этом свое утилитарное значение и становятся исключительно декоративными, выставочными. В связи с переходом к рынку «эмоциональных покупок» опыт создания произведений арт-дизайна все шире используется в проектировании продукции индустриального дизайна.
Художественное конструирование и дизайн
Художественное конструирование, творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путём приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Х. к. (часто отождествляемое с дизайном) — неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком; оно ведётся в творческом контакте с инженерами-конструкторами, технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному учёту требований потребителя и повышению эффективности производства. В условиях социализма Х. к. содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего все возрастающим материальным и духовным потребностям человека.
Х. к. осуществляет художник-конструктор (дизайнер), использующий в своей работе результаты научных исследований в различных областях науки и техники, знающий современное промышленное производство, его технологию и экономику.
Х. к. опирается на теорию, разрабатываемую технической эстетикой, а также на данные экономики, социологии, психологии, эргономики, семиотики, системотехники и др. наук. Метод Х. к. складывается из художественно-конструкторского анализа (исследование исходной ситуации и построение объекта проектирования, функционально-эргономический и конструктивно-технологический анализ, композиционный анализ) и художественно-конструкторского синтеза (в процессе которого ведётся функционально-эргономический поиск, работа над композицией изделия). Для Х. к. характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки (в соответствующем масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и др. решений; при этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования и, постоянно модифицируясь в ходе работы, становится в конечном счёте эталоном опытного образца изделия. Специфическим для метода Х. к. является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, которая должна максимально удовлетворять утилитарные и эстетические потребности и способствовать повышению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом Х. к. являются системы, объединяющие совместно производимые или совместно используемые изделия. В этом случае метод Х. к. включает такие задачи, как решение вопросов разнообразия элементов системы (ассортимента изделий), формирование её структуры с использованием средств унификации и агрегатирования и т.п.
Возникновение Х. к. относится к началу 20 в., но предпосылки для его становления развивались задолго до этого в процессе перехода от ручного к машинному производству, который повлек за собой «. полный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство мастера. » (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 455). Непосредственным результатом этого переворота было противоречие между прогрессивностью заложенной в новом изделии инженерной идеи и его эстетической неполноценностью, приведшей к потере многими утилитарными предметами присущего им в прошлом художественного значения. Осознание этого противоречия в середине 19 в. приняло вначале форму романтического призыва к возрождению средневековых ремесленных традиций (Дж. Рескин, У. Моррис), несостоятельность которого вскоре стала очевидной.
Основы западно-европейского Х. к. закладывались в теоретических и практических работах художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г. Мутезиуса (Германия), Х. К. ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), в деятельности Немецкого Веркбунда и «Баухауза». В 1930—40-е гг. центр Х. к. перемещается из Европы в США, где оно развивается преимущественно В форме т. н. коммерческого дизайна и используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. Американские промышленные фирмы создают отделы Х. к., возникает большое количество проектных и консультативных дизайнерских фирм. В 1950—1960-е гг. очагами теоретической мысли в области Х. к. становятся некоторые дизайнерские вузы Европы и США. Особенно велика роль Ульмской высшей школы художественного конструирования. В ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают государственные и общественные организации, ставящие своей задачей содействие развитию Х. к., — национальные советы по дизайну, дизайн-центры и профессиональные ассоциации дизайнеров. В 1957 они объединились в Международный совет организаций по художественному конструированию (ИКСИД).
Для практики Х. к. капиталистических стран характерно создание промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами. Здесь имеются также отдельные примеры успешного использования Х. к. для повышения эффективности деятельности человека в экстремальных условиях (освоение космоса, Мирового океана и т.п.). Одной из важнейших сфер применения Х. к. в 1960—70-х гг. стало создание т. п. фирменного стиля для крупных промышленных предприятий и корпораций, который охватывает продукцию, упаковку, рекламу, транспорт, одежду персонала, архитектуру зданий, объединяя их общими художественными признаками. Фирменный стиль нередко отличается высоким эстетическим уровнем, однако такого рода решения диктуются в основном рекламно-коммерческими соображениями.
В СССР предшественниками Х. к. явились деятели искусства (создавшие, например, центры художественного ремесла в Абрамцево, Талашкино и др.), представители русской инженерной школы (И. И. Рерберг, В. Г. Шухов) и теоретики технического творчества (Я. А. Столяров, П. И. Страхов, П. М. Энгельмейер).
После Октябрьской революции 1917 важной вехой на пути к современному Х. к. стало создание Вхутемаса, с деятельностью которого были связаны практики и теоретики производственного искусства. В 1930-х гг. элементы художественно-конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования несистематически. В послевоенные годы Х. к. развивалось преимущественно в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением. Первой специализированной организацией по Х. к. было созданное в 1946 Архитектурно-художественное бюро министерства транспортного машиностроения СССР, которое разрабатывало художественно-конструкторские проекты пассжирских судов, ж.-д. вагонов, троллейбусов и т.п.
Развитие сов. Х. к. интенсифицировалось после выхода в свет постановлений Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» (1962) и «Об использовании достижений технической эстетики в народном хозяйстве» (1968). В 1962 были созданы Технической эстетики институт (ВНИИТЭ) и ряд специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, в 1960—1970-х гг. — большое количество художественно-конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в КБ и НИИ. ВНИИТЭ и его филиалы ведут научную разработку вопросов методик Х. к., его эргономических основ, осуществляют экспериментальное проектирование важнейших видов промышленных изделий, методическое руководство работой художников-конструкторов в промышленности. С 1964 издаётся ежемесячный информационный бюллетень «Техническая эстетика», освещающий вопросы теории, методики и практики Х. к., выпускаются «Труды» ВНИИТЭ, библиографические и обзорные издания, ведётся пропаганда Х. к., организуются выставки достижений сов. и зарубежного Х. к., осуществляется информационное обслуживание специалистов. С 1965 ВНИИТЭ — член Международного совета организаций по Х. к. (ИКСИД). В 1975 в Москве был проведён международный конгресс по дизайну и Х. к.
Одна из основных тенденций развития современного сов. Х. к. — расширение проектно-конструкторских задач, рост их масштабов (наряду с разработкой отдельных изделий комплексное оборудование крупных объектов и предметное оснащение функциональных служб). В Х. к. осуществляется переход от частных разработок к созданию художественно-конструкторских программ, способствующих повышению качества продукции и эффективности производственных объединений и целых отраслей промышленности.
В др. социалистических странах Х. к. также находит широкое применение, оно используется в решении важных народно-хозяйственных задач (в особенности тех, которые связаны с повышением качества промышленной продукции, культуры производства) и развивается планомерно при содействии государства; создаются отраслевые и межотраслевые центры Х. к., научно-исследовательские организации, государственные координирующие органы.
Дата добавления: 2015-05-28 ; просмотров: 1966 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Дизайн художественное конструирование что такое дизайн
Билет № 1. Что такое дизайн? Взаимосвязь и границы понятий «культура», «ремесло», «искусство», «наука», «техника», «промышленность», «проектирование», «дизайн». Определения дизайна: Семинара в Брюгге 1964 г., ИКСИД 1969 г., Большой советской энциклопедии 1970 г., Джио Понти, Марио Беллини, Этторе Соттсасса, Ваше собственное.
Культура – ( от лат. cultura – возделывать, воспитывать, развивать). Все ценное для жизни общества, что передается от поколения к поколению и развивается творческими людьми. Искусство, наука, ремесло, инженерное дело, промышленность, художественная самодеятельность – все это разделы культуры. Культура – это умение создавать «вторую природу» для хорошей жизни. Культурная ценность – вещь, достойная быть сохраненной для следующего поколения. Культурные ценности потребляют, но культуру не потребляют, а осваивают. Культурный образец – образец вещи или процесса, достойный воспроизводства вновь и вновь. Культура – это воспроизводство культурных образцов и создание новых ценностей. В европейской культуре культурный образец – это вещь (скрипка, карета), а в Японии культурный образец – это способ, технология.
Искусство. Ученые объясняют, что и как происходит в природе, пытаются объяснить душу, художник же выражает то, что происходит у него в душе при взаимодействии с другими людьми и с миром. Искусство дает пищу для души, развивает, очищает ее, учит любить, отличать красоту от безобразного, добро от зла, объединяет людей, я вляется важнейшей и сильнейшей связью в системе общества. Искусство – это создание духовных ценностей, оно предполагает мастерство исполнения; искусство не от слова «искусственный», а от слов «искусно сделанный».
Ремесло – мелкое ручное производство промышленных изделий, господствовавшее до появления крупной машинной индустрии (умение, передаваемое от мастера ученику). Простое воспроизводство еды и вещей по образцу или канону, рецепту – это ремесло. А высшее по культурной ценности проявление мастерства – это уже искусство.
Наука — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные (естественные науки, естествознание) или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие. Обычной целью науки является познание устройства природы, движущих сил, управляющих различными процессами и явлениями: либо для познания как наивысшей цели, либо для применения научного знания в управлении окружающим миром.
Техника – (от греч. techne — искусство, ремесло, мастерство), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Навыки и приемы, используемые в какой-либо сфере деятельности человека.
Промышленность — условно подразделяется на производство средств производства и производство предметов потребления. Важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества; представляет собой совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой промышленности, так и для других отраслей народного хозяйства, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве.
Проектирование – разработка решения системы в целом, разработка идеала и пути к нему; процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Улучшение жизни средствами ремесла, техники, промышленности – это проектирование. Проектирование было и во времена, когда мастера не чертили чертежей своих будущих построек и вещей. С времен Брунеллески (нач. 15 в.) появляется чертежное проектирование. Проектирование в нач. 20 в. Имело потребность в новом художнике – и он появился в конце 20-х гг. в США под названием дизайнер. Постиндустриальное общество требует от проектировщика новых подходов в дополнение к чертежам и компьютерному моделингу, потому что будущее человечества на планете с каждым десятилетием становится все более и более хрупким.
Конструирование – описание свойств, средства достижения проектного материала; учет технических, технологических, экономических, эргономических, эстетических критериев. Создание нового отдельного средства (вещи, механизма) для осуществления того, что спроектировано.
Дизайн – в узком смысле – художественное конструирование, различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических(духовных) и функциональных качеств предметной среды; создание функц.-дух. ценностей.
Международный семинар по дизайн — образованию в Брюгге 1964 г.( Бельгия, Томас Мальдонадо): «Дизайн – творческая деятельность, целью кот. является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества вкл. внешние черты, но, гл. образом, те структурные и функциональные взаимосвязи, кот. превращ. изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн охватывает все аспекты предметной среды, обусл. пром. произв-вом »
наличие особой творческой деятельности, отличающейся от традиционных: искусства, инженерии, науки.
ICSID (междунар. совет обществ/организаций индустриального дизайна) , генеральная ассамблея, первая всемирная организация дизайна, Лондон, 1969: « Дизайн- это творческая деят-ть, целью кот. является формирование гармоничной предметной среды, наиболее удовлетворяющей материальные и духовные потребности чел-а».
Большая Советская Энциклопедия,1972: «Дизайн (от англ. design – замышлять, проектировать, а также проект, рисунок)– проектирование предметного мира, в частности, эстетических св-в промышленных изделий. Результат этой деят-ти – напр., диз-н вещи, автомобиля. Морфология предметного мира прошлого – напр., первобытный дизайн, диз. 17 века».
Джио Понти, итальянский теоретик дизайна, основатель журнала «Домус»: «Дизайн – создание всей визуально воспринимаемой среды. Общее название всех визуально воспринимаемых искусств – сверхискусство».
Марио Беллини, архитектор, пром. диз-р, 1999 г.: «Дизайн — это рисование чего-нибудь нового».
Этторе Соттсасс, выдающийся диз. 20в., 1963 г: «Дизайн – магия, владение силами природы, кот. пока ещё не объяснены наукой и не приручены техникой».
Считать продуктом дизайна только вещи, промышленные изделия нет достаточных оснований.
Билет № 2. Дизайн в современном обществе: отношения с искусством, наукой и общественным производством; место дизайнера в общественном разделении труда; особенности дизайна в индустриальном и постиндустриальном обществе; актуальные задачи дизайна.
Искусство – произведения живописи, скульптуры, архитектуры, литературы, театров, кино, духовные блага.
Наука — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Общественное производство – производство каких-либо материальных благ; это часть экономической системы, представляющая собой множество предприятий, отраслей производства, сфер экономики, связанных между собой в единое целое разделением труда и специализацией.
Существует давний спор, является ли дизайн искусством?
Дизайн – не наука, но без неё существовать не может, базируется на науке. То же и про искусство и общ. производство.
Дизайн – производство материально-духовных благ с использованием искусства, науки и общественного производства, для улучшения предметной среды.
Разделение труда. В процессе дизайна участвуют технологи, конструкторы, инженеры, социологи, ученые, художники, маркетологи и рекламщики, а дизайнер – все сразу, должен также хорошо знать все эти профессии, чтобы мог точно руководить ими в процессе создания нового объекта.
Он должен суметь продумать свой проект со всех этих сторон, чтобы на долю производителей пришлось только производство, а не внесение изменений или того хуже – не само проектирование новой вещи. Если он не специалист в этих областях, он не будет хорошим дизайнером. Вещь должна соответствовать своему назначению, дизайнер должен понять это назначение прежде, чем приступит к проектированию.
В доиндустриальном обществе, напр. в Риме, 90% населения были ремесленники, а дизайн был внутри ремесленного проектирования.
А индустриальным общество стало в начале 20 века, после промышленной революции 19 века, когда появилась промышленность со своим крупносерийным машинным производством. Ремесленное проектирование заменило чертежное, но с такими масштабами человек стал забывать о эстетической и культурной составляющей вещей , так появилась проблема дизайна, а как решение проблемы, появилась и сама профессия дизайна в 30 гг. 20 века в США.
Характер дизайнера: бесстрашие перед производством.