Сущность дизайна как деятельности
ЛЕКЦИЯ 2. ДИЗАЙН КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЛАН
1. Сущность дизайна как деятельности
2. Направления дизайн-деятельности (существующие и перспективные)
3. Соотношение дизайна и искусства, дизайна и инженерной деятельности, дизайна и архитектуры
Сущность дизайна как деятельности
Деятельность в целом – это целесообразное взаимодействие человека с предметным миром. Она основана на целеполагании, поскольку человек – это разумное существо, обладающее сознанием и волей. Дизайн называют феноменом проектной деятельности, проектной культуры XX века. Человеку как существу разумному, присуще специфическое свойство — проектное сознание, суть которого и цель состоят в стремлении осуществлять изменения в окружающей среде, в том числе искусственной, планировать решения возникающих при этом задач.
В дизайн-деятельности задействованы субъект (дизайнер) и объект (техника). Но связь субъекта и объекта опосредована средствами деятельности (приборы, орудия, макеты, лекала, объемно-графический язык дизайна), а их единство предстает как процесс (взаимодействие). При необходимости деятельность дизайнера включает в себя условия как компенсаторы ограниченностей субъекта, объекта, средств. А процесс деятельности как реализация целей субъекта завершается формированием результата в виде продукта и отхода. Все названные компоненты деятельности структурно организованы в систему деятельности, которой противостоит внешняя среда, как системы всех других деятельностей, с которыми взаимодействует данная система.
Можно выделить 8 компонентов любой человеческой деятельности, в частности, и дизайн-деятельности:
а) любая деятельность как целесообразное взаимодействие включает в себя СУБЪЕКТ, т. е. личность или социальную общность, совершающих деятельность. Более того, деятельность – это не внешняя характеристика человека, личности или общности, а интегральная характеристика самого человека, способ его бытия;
б) любая деятельность предметно направлена, поэтому включает в себя ОБЪЕКТ, т. е. те явления реального мира, на которые направлена активность субъекта. Предметный, объектный характер – сущностная характеристика
в) любая деятельность орудийна, опосредована, поэтому включает в себя СРЕДСТВА, т. е. все те явления, которые человек использует для воздействия на объект; г) любая деятельность процессуальна, длится во времени и представляет собой совокупность последовательно выполняемых действий, поэтому включает в себя ПРОЦЕСС;
д) любая деятельность результативна, что следует уже из ее целесообразности, поэтому нет деятельности без РЕЗУЛЬТАТА, которым является реализованная на объекте цель субъекта;
е) любая деятельность совершается в определенных УСЛОВИЯХ, которыми являются компоненты других систем деятельности, включенные в данную;
ж) любая деятельность структурно организована, все компоненты ее взаимосвязаны в целостность, что позволяет говорить о СИСТЕМЕ деятельности (структурированный состав компонентов);
з) любая деятельность как система находится объективно во взаимодействии с другими системами, которые для нее выступают как СРЕДА.
Сфера дизайна как комплексная определяет становление в ней в ходе деятельности совокупности дизайн-отношений различных социальных субъектов. Можно выделить несколько групп таких отношений.
Во-первых, дизайн-деятельность генерирует отношения между дизайнерами-коллегами данной организации (бюро, отдел, фирма), которые
могут предлагать альтернативные дизайн-проекты одного и того же изделия. Эти отношения могут складываться как позитивные (содружество, союз) или негативные (вражда, конкуренция).
Во-вторых, дизайн-деятельность определяет становление отношений позитивного или негативного характера с дизайнерами других фирм, организаций, что может выражаться в партнерских или конкурентных отношениях.
В-третьих, дизайн-деятельность как комплексная предполагает возникновение отношений с другими специалистами, которые работают над одним и тем же изделием с учетом всех принципов дизайн-деятельности: экономисты, конструкторы, технологи, эргономисты, экологи, социологи и т. д. Эти специалисты являются одновременно и субъектами дизайн-деятельности и субъектами иных деятельностей общества (экономической, экологической, социологической и т. д.). В качестве последних они могут рассматриваться в дизайн-деятельности как условия (компенсаторы ограниченностей субъекта – дизайнера).
В-четвертых, вся система дизайн-деятельности вступает в отношения с другими системами деятельности как ее средой: дизайн и экономическая деятельность, дизайн и техническая деятельность и т. д. В этом случае сами другие деятельности с их потребностями, способностями, отношениями и институтами выступают как сферы, которые являются активным фоном и потенциалом сферы дизайн-деятельности.
Причина появления такого вида деятельности – формирование объективной потребности. Детерминация возникновения и развития дизайна формировалась в конце XIX века и связана с именем таких ученых и общественных деятелей, как Моррис, Рескин и Земпер в Англии и Германии и профессор Стахов в России.
Развитие индустриального производства в XIX веке поражало человеческое воображение достижениями инженерно-технической мысли: дирижабли, самолеты, пароходы, паровозы, автомобили, доменные печи, телефон и средства связи, многофункциональные станки и т. д. Технический прогресс опережал развитие искусства. Красота, эстетическая ценность произведений искусства уступала социальной значимости технических изобретений, многократно увеличенных многосерийным машинным производством (научно-фантастические романы Ж. Верна в конце XIX века).
Искусство, прежде всего живопись, пыталось противостоять процессу технизации общественного сознания несколькими способами:
а) реставрацией и развитием былого опыта прикладного искусства, создававшего утилитарные и одновременно прекрасные произведения;
б) детализацией и натурализацией изображения объектов в соревновании с развивающейся фотографией и кинематографией, которые
еще не были видами искусства;
в) развитием таких методов и стилей, которые якобы опирались на достижения научно-технической мысли (квантовая теория света, теория относительности, неэвклидова геометрия и т. д.): импрессионизм, пуантилизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм.
Однако прикладное искусство являлось уникальным творчеством, поэтому не могло соревноваться с массовым многосерийным производством индустриальных вещей. Ему оставалось сохраняться на уровне художественных промыслов, во множестве дошедших до нашего постиндустриального времени. Возникло противоречие между необходимостью искусства удовлетворять не только эстетические, но и утилитарные требования публики и фактической неспособностью его это сделать на основе традиционных методов творчества. Это противоречие и определило ПОТРЕБНОСТЬ в дизайне, то есть в новом методе творчества, интегративно представляющем собой единство художественной и утилитарной деятельности, единство красоты и пользы.
Итак, дизайн возник, когда стало необходимо было объединить в производство и в потребителя, возник потому что, общество перешло от ремесленного производства к промышленному и проектировщик стал оторван от потребителя, а дизайнер явился связующим звеном между производством и потреблением. Дизайн осуществляет возможность функционирования вещи внутри общества, так как вещь имеет социальную функцию, с помощью вещей происходят отношения между людьми. Вещь может иметь знаковую функцию. Таким образом, под дизайном понимается не только дизайнерское проектирование предметных объектов, а некоторый социальный механизм, который помимо дизайнерского проектирования, предполагает также наличие определенных социальных групп населения, нуждающихся в дизайнерски спроектированных продуктах промышленности, как средство осуществления своих социальных взаимоотношений. Следовательно, дизайнер не просто согласует и координирует усилие специалистов, инженеров конструкторов и др., но он проводит эту координацию на определенной основе, в русле определенных требований.
Направления дизайн-деятельности, существующие и перспективные
Направления проектной практики дизайна различаются по ориентации, целям, масштабности решаемых проблем и конкретных задач дизайн-проектирования.
Прежде всего они определяются степенью структурной сложности и составом элементов объекта проектирования, т.е. задачей разработки или отдельного изделия, или набора (комплекта) изделий, или ансамбля, или комплекса (системы) изделий, или предметно-процессуальных систем (дизайн-программ).
Далее, эти направления различаются по требуемой степени новизны, оригинальности разработки. Это могут быть задачи либо чисто стилевой модернизации, основанной на совершенствовании в той или иной степени потребительских свойств объекта разработки, либо проектирования объекта с новой комбинацией известных функций или качественно новой функцией (функциями), либо создания объекта на основе принципиально нового конструктивно-технологического решения, обусловливающего новизну структуры и формы произведения дизайна, не имеющего аналогов и прототипов. Наконец, направления дизайн-проектирования делятся на уже освоенные практикой дизайна, современные, и те, которые еще пока мало освоены, но на основе прогнозов развития дизайна могут быть распространены в будущем, т. е. перспективные.
Таким образом типологическая структура современных направлений дизайн-проектирования может быть представлена следующими типами:
− дизайн отдельных изделий (массовый и единичный);
− дизайн комплектов изделий (наборов) или их ансамблей;
− дизайн комплексов (предметных систем) изделий;
− дизайн предметно-процессуальных систем (дизайн-программ).
В первых двух из них объекты могут обладать разной степенью новизны разработок (от стилевой модернизации до создания изделий, функционально-технически и морфологически по-настоящему оригинальных, не имеющих прототипов). В двух последних направлениях (и особенно в разработках дизайн-программ) преобладают объекты с высокой степенью новизны и оригинальности, не утрачиваемой ко времени промышленного освоения этих сложных комплексных объектов и выпуска их на рынки сбыта.
Индустриальный дизайн
Индустриальный дизайн представляет основную группу в сфере приложения труда дизайнера, отсюда берет начало дизайн как «индустриальная эстетика». Первостепенное место в деятельности индустриального дизайнера занимают орудия труда и механизмы. Сюда же можно отнести продукцию станко- и машиностроения, средства транспорта и оружие.
Индустриальный (промышленный) дизайн. Как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства начал свой путь ещё в 20‑х гг. XX века. Необходимо выделить четыре основных предпосылки этого процесса.
Основными предпосылками становления индустриального дизайна были:
— промышленная революция XVII-XVIII вв., принесшая кардинально новые технологии машинного производства и массового тиражирования изделий, высокий уровень разделения труда в производстве и выделение в обособленную профессию “проектировщика индустриальных изделий”;
— художественно-стилевое направление “ар нуво”, ориентированное на отказ от перегруженной декором эклектики в пользу простых лаконичных и стильных форм; поиск красоты в самой форме предмета и его силуэте, в сочетаниях примененных материалов, их текстуре и фактуре, использование напряженных линий конструкций, а также комплексный подход в проектировании многопредметных гарнитуров и предметно-пространственной среды в целом;
— авангардные искусство к. XIX-н. ХХ вв. (кубизм, футуризм, неопластицизм, супрематизм, абстракционизм и конструктивизм), продемонстрировавшее новое восприятие предметного мира и самовыражение через абстрактные композиции и формы, тем самым было положено начало воспитания нового зрителя, воспринимающего беспредметное искусство, — будущего потребителя функционального дизайна, а также заложившее основы нового проектного метода, основанного на абстрактном композиционном моделировании предметных форм;
— первые школы дизайна — Баухауз и ВХУТЕМАС, в которых произошло формирование универсального проектного метода дизайнера, основанного на абстрагированном композиционном моделировании предметных форм, наиболее полно отвечавшего технологиям промышленного производства изделий.
Лекция 3. Дизайн как вид деятельности по проектированию предметного мира. Метафоричность художественного языка дизайна.
Вопросы, рассматриваемые на лекции. Суть, цель и задачи дизайна, как творческой деятельности. Понятие «промышленная деятельность». Основные позиции философии дизайна. Семантика как основа метафоричности языка дизайна.
Дизайн это творческая деятельность, целью которой является установление многогранных свойств объектов, процессов, услуг и их систем в полных жизненных циклах. Следовательно, дизайн — центральный фактор прогресса в гуманизации технологий и определяющий фактор культурных и экономических изменений.
Дизайн нацелен на раскрытие и оценку структурных, организационных, функциональных, выразительных и экономических связей, со следующими задачами:
— укрепление глобальной устойчивости и защита окружающей среды (глобальная этика);
— предоставление индивидуальных и коллективных преимуществ и свобод в человеческом сообществе;
— взаимодействие потребителей, производителей и рыночных посредников (общественная этика);
— поддержка культурного разнообразия общества , несмотря на процессы глобализации (культурная этика);
— предоставление продуктов, услуг и систем в формах, которые семиологически выразительны и когерентны с эстетикой их сложности (комплексности).
Дизайн обеспечивает разработку продуктов, услуг и систем исходя из инструментов, организации и логики промышленного производства, но только в серийном производстве. Прилагательное «промышленный» используется в значении дизайна, относящегося к промышленности или ее сектору или в своем старинном значении «промышленная деятельность».
Таким образом, дизайн — это деятельность, охватывающая широкий спектр профессий касающихся производства товаров, услуг, графики, интерьеров и архитектуры. Эта деятельность должна в дальнейшем во взаимодействии с другими связанными профессиями улучшать качество жизни.
Термин «дизайнер» относится к сфере интеллектуального труда, а не просто к торговле или услугам для предприятия. Дизайном называется вид деятельности человека, связанный с проектированием самых разных предметов: маленьких и больших, технологичных и вручную исполненных, предназначенных для пользования и для любования. Дизайн – термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира, это формотворческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий, эстетических и функциональных качеств предметной среды. Сегодня дизайн-это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленное на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности.
Удобство и комфорт.
Дизайн как никакой другой вид проекно-художественной деятельности очень тесно связан с этими понятиями. Возникший в условиях индустриального производства серийных, и поэтому недорогих изделий, дизайн с момента своего возникновения был ориентирован главным образом на эстетические и утилитарные запросы массового покупателя со средним достатком. Ошибка в дизайне, продублированная тысячными тиражами, может стать непростительно дорогой. Поэтому выпуск той или иной модели в современном промышленном производстве требует особой ответственности. Функциональность и рациональность – одна из основных позиций философии дизайна – достижение максимального эффекта при минимальных затратах.
Мобильность и вариабильность форм.
Вариабильность – один из принципов формообразования в современном дизайне. Она позволяет при ограниченном наборе типовых элементов значительно увеличивать разнообразие проектируемых элементов, более точно отвечать тем или иным функциональным требованиям и запросам определенных групп потребителей. Многофункциональность элементов, их мобильность – возможность трансформации в зависимости от ситуации, — отражают суть дизайна, заключающуюся в рациональной организации предметов и пространства.
Рациональность и функциональность.
Ориентированный на широкие слои потребителей, и прежде всего людей со средним достатком, дизайн формирует комфортную среду обитания, максимально эффективно используя пространство, рационально организуя здесь функциональные процессы и расположение оборудования.
Метафоричность языка дизайна.
Способность человека сравнивать одно явление с другим, проводить аналогии находит своё отражение при восприятии промышленных изделий. Форма промышленного изделия, несущая условную информацию об окружающем мире, будит в воображении воспринимающего фантазию, определяя тем самым метафорический язык дизайна.
Восприятие природы может быть как на уровне явления, так и на уровне сущности.
В основе метафорического произведения лежит семантика (лат. «имеющий значение»), то есть знаковая система, позволяющая в кодированном виде возбудить в человеке те стороны психики, которые на подсознательном уровне восприятия получают эмоциональную окраску.
Для успешной деятельности в области дизайна необходимо помнить, что художественный образ, создаваемый дизайнером, не просто адекватное или зеркальное отражение действительности, а обобщённое отражение, способное вызвать лишь ассоциации.
Средства выразительности художественного языка дизайна.
Образ – основа информационной функции, художественного языка искусства. Выражению содержания образа служат средства идейно-художественной выразительности, выработанные исторически в процессе развития форм и образов предметно-пространственной среды. Средствами выразительности являются:
— проявляющееся через форму объекта его социальное содержание;
— элементы формы, приобретающие определённое смысловое значение в виде знаков-символов, связанные с определёнными историческими событиями (в архитектуре – Спасская башня Московского Кремля, шпиль Адмиралтейства в Ленинграде; в костюме – воротник «Мария Стюарт», ткань стиля «Либерти»);
— гармонические закономерности композиции (пропорции и отношения; тождество, контраст и нюанс, метр и ритм, симметрия и асимметрия, статика и динамика, масштаб и масштабность);
— способы композиционной организации формы (связь и соподчинение элементов формы, выявление ядра композиции, доминанты и композиционные оси, придание форме цельности, законченности или раскрытости, устремлённости);
— придание форме определённых отношений к окружающей среде;
Но и этим не ограничивается многообразие средств выразительности.
Язык дизайна – язык образный, информационные возможности которого определяются средствами идейно-художественной выразительности. Художественные формы адресованы не непосредственно сознанию, а, прежде всего органам чувств человека.
Итак, несущие смысловые значения формы дизайна, выполняют коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности, и их систему правомерно считать одними из искусственных языков, созданных человеком. В соответствии с этим художественная форма выполняет две разные, но диалектически взаимосвязанные задачи: во- первых, она должна воплотить художественное содержание, во- вторых, передать его тем, к кому искусство обращено.
Среда, таким образом, служит и одним из средств коммуникативной деятельности, связывающих людей через пространство и время. Суждениями вкуса оказываются приняты и косная тяжеловесность пирамид, и динамичный влёт зрительно невесомого готического свода, стремительность текучих линий самолёта и прямоугольные грани оборудования из прямоугольных блоков. Смыслы, закладываемые в «нефигуративную» форму полезных вещей и комплексы среды, непросто перевести в иные коды, на иные языки. Метафоры и ассоциации возникают в предметно — пространственном окружении на многих уровнях пространственной организации, связываются с функционированием вещей. Ещё швейцарский лингвист Ф. де Соссюр, один из тех, кто заложил основы семиотики, в начале нашего века использовал сравнение с архитектурой, чтобы пояснить одну из своих идей. Он писал, что «элемент языка подобен колонне в античном храме; эта колонна, с одной стороны, соотносится с другими частями здания — как, например, с архитравом, который она поддерживает; с другой стороны, если эта колонна дорическая, она рождает сравнения с другими архитектурными ордерами — например, ионическим или коринфским. Первое отношение в сфере языка — синтагматическое, второе — ассоциативное или, как стали называть позднее, парадигматическое».[11] Используя данную аналогию, можно рассматривать элементы, формирующие предметно — пространственное окружение, как знаки искусственного языка. Элементы, из которых формируется произведение, используются при этом и как носители информации, особая система знаков. Знаковая система дизайна имеет закономерности, аналогичные синтаксису (закономерности сочетания знаков), и свою семантику (связь этих элементов с определёнными смысловыми значениями). В тоже время «язык» среды отличен от естественного. Прежде всего: сообщение, которое заключено в формах среды — это сообщение в образах — символах.