Дизайн как эстетическая проблема



Эстетические проблемы дизайна

Труд как основа эстетического творчества, эстетического чувства.

Трудовая сущность прекрасного.

Проявление эстетического начала в материальном производстве на различных ступенях общественного развития.

Противоречия в социальном строе труда и их влияние на эстетическое содержание материально-практической деятельности и ее продуктов.

Соотношение прекрасного и полезного.

Разрешение противоречий между материально-практической деятельностью и художественно-эстетической деятельностью, их роль и место дизайна в этом процессе.

Эстетическое отношение дизайна к действительности. Дизайн и эстетический идеал.

Многообразие форм художественного творчества в промышленности.

Отличие дизайна от прикладного искусства и художественной промышленности.

Эстетическая ценность машинной техники и дизайн.

Эстетическое освоение машинной техники в дизайне.

Техническая эстетика против эстетики техницизма.

Эстетизм и вещизм.

Красота и стандарт.

Взаимоотношение дизайна и искусства.

Художественное (эстетическое) начало дизайна. Эстетический момент в творчестве дизайнера. Художественное (эстетическое) творчество и художественное конструирование.

Эстетическое в продукте дизайна. Произведение дизайна и произведение искусства.

Сравнительная эстетическая характеристика дизайна и стайлинга.

Дизайн и эстетическая революция XX столетия.

Дизайн и художественный синтез.

Дизайн, архитектура, урбанизм, синтурбанизм.

Дизайн и проблема стиля.

Функционализм как метод творчества и как художественный стиль.

Формалистический и социальный функционализм. Статический и динамический функционализм.

Дизайн и конструктивизм.

Освоение новейших достижений живописи и скульптуры в дизайне.

Дизайн и другие средства массовой культуры, основанные на современной технике, в их социальном и эстетическом сопоставлении: а) дизайн и кино; б) дизайн и телевидение; в) дизайн и радио.

Строение дизайн-формы. Функция—конструкция—форма. Форма внутренняя и форма внешняя.

Красота и внешняя форма. Принципы формообразования.

Проблема вхождения художника в материальное производство. Художник-прикладник и дизайнер. Дизайнер как новая профессия. Специализация и универсализм дизайнера.

Дизайн захватывает значительно большую область объектов, нежели архитектура, его сфера — весь предметный мир человека. Дизайн не совпадает с инженерией: его объекты и продукты — не орудия, не вещи обихода, а элементы предметного мира человека; здесь у продуктов производства является новое качество, такие стороны, которые не учитывались и не могли учитываться чистой инженерией. Дизайн не искусство: область создаваемых им продуктов значительно шире области произведений искусства, а функции каждой созданной вещи — значительно разнообразнее. Дизайн отличен от науки: он производит совершенно особые продукты — проекты и образцы изделий, никак не сводимые к знаниям.

Цель дизайна — удовлетворение разнообразных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективная организация предметной и информационной среды жизни и деятельности на основе художественно-образных моделей. Это работа художника с формой, и потому процессы формообразования здесь принципиальны. Форма интегрирует понимание дизайнером всего круга стоящих перед ним задач: и утилитарных, и социокультурных, и художественных, и технологических. Через форму дизайнер общается с потребителем (понимая под формой не только оболочку или конструкцию материальных предметов, но и структуры, сценарии действия, те или иные правила и условия).

Экзаменационный билет № 7

Категория образа в дизайне. Актуальные трансформации образного языка дизайна.

ОБРАЗ В ДИЗАЙНЕ — эмоционально-чувственное представление о назначении, смысле, качестве и оригинальности произведения дизайнерского искусства, категория эстетической оценки результатов дизайнерского «зорчества.

Определение: образ — это отражение предметов и явлений материального мира в сознании человека и (как следствие) в культуре. Образ — множество значений, приданных объекту дизайна как знаку. Значения придаются объекту как дизайнером, так и потребителем. При этом образ традиционно считается «целостным» (анализ образу противопоказан?) На практике, образ — то, что результат проектирования напоминает человеку . Отрефлексированный образ — если дизайнер сознательно заложил эти коннотации, о чем написал в пояснительной записке или гайдлайнах. Место образа в дизайне: дизайнер может выбрать себе образ (набор его собственных ассоциаций с проектом или ассоциаций заказчика). Выбранный образ может служить _вдохновением_ на всех этапах проектирования:

при анализе ситуации образ может служить вторичным критерием отбора аналогов

в процессе придумывания проекта(мозговой штурм) образ может стать отправной точкой в обсуждении

в процессе формообразования образ может напрямую вылиться в морфологии. Пример: небоскребный стиль в американском коммерческом дизайне — Бел Геддес ликерный набор «Небоскреб» использует образ небоскреба в форме шейкера в лоб.

расчленив образ (чего, вообще говоря, делать не следует, если уж он целостный), можно воспользоваться отдельными признаками образа при выработке цветофактурных решений (что любят на кафедре дизайна больше, чем прямое отражение образа в морфологии). Пример

На оси «художественность-утилитарность» чем больше образность, тем выше художественность. В развитии дизайна роль образа в общем совпадала с колебаниями различных школ по этой оси:

Образ очень важен для Морриса и Рескина

Образ менее важен для Баухауса и конструктивизма

Образ очень важен для американского коммерческого дизайна (хотя они не на оси)

Образ менее важен для ульмской школы и более важен для итальянского послевоенного дизайна (типа кресло-рука)

В постмодернизме образ приобретает второе дно (игра смыслов), но вообще с отказом от рационализма образ становится снова очень важен для постмодернизма, потому что образ ощущается человеком без обдумывания.

Экзаменационный билет № 8

Проблемы соотношения формы, функции, конструкции в дизайне в контексте современной глобальной ситуации технологического развития.

Дизайн осуществляет возможность функционирования вещи внутри общества, потому что вещь имеет соц-ю функцию, с помощью вещей происходят отношение между людьми. Вещь может иметь знаковую функцию (например положение человека). Дизайн явление соц-м. Социология диз., как элемент теории дизайна, исследует вещи в связи с отношениями между людьми. Общественная проблема, которой является специфической для теории дизайна, эта проблема соотношение вещей и человеческих отношений. Таким образом под дизайном понимается не только дизайнерское проектирование предметных объектов, а некоторый соц-й механизм, который помимо дизайнерского проектир-я, предполагает также наличие опред-х соц-х групп населения нуждающихся в дизайнерски спроектированных продуктах промышленности, как средство осуществления своих соц-х взаимоотношений. Дизайнер добивается соответствия изделия требованиям массового покупателя. Изделие и особенно его внешняя форма становится благодаря дизайнеру носителем информации не только о назначении предмета, но и его общественном значении. Следовательно дизайнер не просто согласует и координирует усилие специалистов, инженеров конструкторов и др., он проводит эту координацию на определенной основе, в русле определенных требований.

Важную роль в системе формообразования факторов играет конкретный функциональный процесс. Функц-й процесс может быть расчленен на ряд этапов, на каждом из кот. чел. взаимодействует с разл-ми эл-ми объекта. При поиске оптимальной формы каждого такого элемента необходимо определять вначале как она зависит от рабочей функции изделия и особ-ти пользования им. Для формообраз-я предметных объектов важно устан-ть в каких усл-х они будут работать: каковы характерные типовые составляющие связанного с ними функц-го процесса, меняются ли функции, возникают ли новые, соединяются ли некоторые из них в одном предмете. Изучение и учет функц-х требов-й к тем или иным предметам по мере развития технич-х достиж-й часто приводит к необход-ти расширения функций этих предметов, к необход-ти сочетания в одном предмете нескольких функ-й. Следствием этого явл-ся рождение изделий с новой формой.

Источник

Специфика дизайна как эстетической деятельности

Содержание

Введение…………………………………………………………………
Глава 1.Дизайн как социально-эстетический феномен культуры проектирования…………………………………………………………
1.1 Специфика дизайна как эстетической деятельности…………………
1.2 Социально-эстетические явления в дизайне………………………….
Глава 2. Проблемы развития проектной культуры дизайна…………
2.1 Проектная культура в дизайне…………………………………………
2.2 Применение принципов социально-эстетического проектирования в дизайнерской деятельности…………………………………………..
2.3 Собственное исследование по данной теме ………………………….
Заключение…………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………..
Приложения……………………………………………………………

Введение

В культуре XX века возникли феномены, выразившие особенности ее развития, и тем самым — ее неповторимость. Именно таким явлением стал дизайн. Возникнув из прагматических потребностей развития рынка товаров массового спроса, дизайн достаточно быстро становится общекультурным фактором, меняющим не только мир вещей, но и сам способ социокультурного существования человека.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что, порожденный массовым обществом, развивающейся постиндустриальной цивилизацией, дизайн становится феноменом, в котором сочетаются массовое потребление и эстетическая выразительность вещи и среды обитания человека, развивающийся в новых обстоятельствах рынок и культура. Дизайн выступает своего рода массовой культурой предметного мира. Но, отделившись по качествам серийности и функциональности от декоративно-прикладного искусства и художественной деятельности, дизайн сумел выразить и реализовать в условиях современной культуры гуманистическую ориентацию искусства и раскрыть свою творческую миссию, вписываясь в новую ситуацию человеческого существования.

Дизайн — это деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности. В дизайне сфокусировался комплекс явлений, связанных с хозяйственно-экономической жизнью общества, явлениями культуры в целом и искусства в частности, деятельности, предваряющей изготовление изделий и создание средовых объектов – проектной деятельности.(рунге)

В эпоху массового производства, когда все должно быть спланировано и спроектировано, дизайн стал самым действенным средством, используя который человек создает новые инструменты, изменяет окружающую среду и как следствие изменяет общество и самого себя. Это налагает на дизайнера серьезную общественную и моральную ответственность. Кроме того, требует от дизайнера большего понимания проблем потребителей, а от них, в свою очередь, большего участия в процессе проектирования. Дизайн должен стать новаторским творческим инструментом, действительно нужным человеку.

Итак, цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении дизайна как социально-эстетического феномена и в изучении проблемы развития проектной культуры дизайна.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать дизайн:

а) как эстетическое явление;

б) как социальное явление;

2. Рассмотреть дизайн как часть проектной культуры;

3. Проанализировать вопросы развития проектной культуры дизайна;

4. Провести собственное исследование по данной теме;

Объектом исследования курсовой работы будет дизайн как социально-эстетический феномен и проблематика развития культуры проектирования дизайна.

Возникновение дизайна и есть результат процесса эстетического освоения человеком технической среды или эстетической деятельности в ней. Эстетическая ценность возникает только в результате прямого чувственного контакта с предметом. Дизайнерская деятельность есть творческая профессиональная деятельность, основанная на эстетической деятельности человека в технике и направленная на формирование эстетической технической среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Предмет исследования – дизайн в проектной культуре. Дизайн – это процесс художественного или художественно-технического проектирования, направленный на удовлетворение нужд человека на основе идеи пользы и красоты.

В исследовательской работе применялись общетеоретические методы и метод проектирования.

В процессе разработки ключевых вопросов курсовой работы были использованы труды таких известных авторов как В. Ф. Рунге, И. А. Розенсон, В. Н. Ткачев, В. Т. Шимко, внесших существенный вклад в исследование темы данной работы. Наиболее объективное и полное представление о проблемах развития культуры дизайна были встречены в работах В. Ф. Рунге, В.В. Сеньковский «Основы теории и методологии дизайна», И. А. Розенсон «Основы теории дизайна». Результаты их исследований послужили теоретической базой данной курсовой.

Глава 1. Дизайн как социально-эстетический феномен культуры проектирования

Специфика дизайна как эстетической деятельности

Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинскому «designare» — определять, обозначать. Итальянское «designо» со временем Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие «design» распространилось в XVI веке.

В современном понимании объектами дизайн-проектирования являются не изделия, а потребности, наличие спроса на выполнение какого-либо вида деятельности, в частности, осуществление определенной утилитарной функции. Поэтому представляется приемлемым следующее определение изучаемого явления. Дизайн – специфическая сфера деятельности по разработке предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатом проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.(рунге)

Дизайн является феноменом художественной культуры XX века. Родившись на рубеже столетий, он на волне промышленной и научно-технической революции, стремительно развиваясь, превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн облегчает человеку работу и быт, влияет на стиль жизни. Он, как никакой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, оптимальных условий жизнедеятельности человека, его потребностей, условий взаимодействия с современной техникой. Чтобы не происходило в обществе — новые музыкальные увлечения, интерес к старым рецептам выпечки домашнего хлеба, повышенное внимание к здоровью — все находит отражение в дизайне, который в свою очередь способствует дальнейшему развитию новых тенденций.

Центральной проблемой дизайна является создание культурно — и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для дизайна – это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин — философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.

Из некоторых определений, которые даны дизайну, мы знаем, что эстетика – это инструмент, один из наиболее важных инструментов в творчестве дизайнера.

Эстетические проблемы дизайна:

1. Труд как основа эстетического творчества, эстетического чувства.

2. Проявление эстетического начала в материальном производстве на различных ступенях общественного развития.

3. Противоречия в социальном строе труда и их влияние на эстетическое содержание материально-практической деятельности и ее продуктов.

4. Соотношение прекрасного и полезного

5. Разрешение противоречий между материально-практической деятельностью и художественно-эстетической деятельностью, их роль и место дизайна в этом процессе.

6. Многообразие форм художественного творчества в промышленности.

7. Эстетическая ценность машинной техники и дизайн.

8. Эстетизм и вещизм.

9. Дизайн и эстетическая революция ХХ столетия.

10. Дизайн и проблема стиля.

11. Техническая эстетика.

12. Значение эстетических категорий в дизайне.

13. Художник-прикладник и дизайнер. Дизайнер как новая профессия. Специализация и универсализм дизайнера.(генисоретский)

Эстетика в дизайне — это эстетический анализ, эстетическая оценка произведений авто­ров, когда проектирование анализируется как концептуальное и символическое, где анализируются соотношения меры предмета и меры человека. Научная основа дизайна — техническая эстетика. Всякий предмет, в отличие от произведения искусства, имеет какое-либо жизненно важное предназначение, другими словами, функцию. Но почти у каждого человека есть потребность в том, чтобы окружать себя красивыми предметами. Поэтому ценность вещи охватывает два начала — пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое. Некоторые предметы могут вызывать симпатию, даже пристрастное эмоциональное отношение к ним.

Придавая определенные функциональные и эстетические свойства, особенности вещам и предметной среде, художник формирует или, можно сказать, «проектирует» человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Дизайн связывает в единый узел духовную и материальную, научно-техническую и технологическую, гуманитарную и индустриальную культуру. Машинное производство тиражирует образец, который должен обладать высокими эстетическими качествами, опережающими и формирующими вкусы потребителя.

Продукт дизайна своими эстетическими качествами должен соответствовать современному стилю, функции изготовляемого предмета, культурной традиции его социального функционирования, технологическим особенностям современного массового производства, общим задачам гуманизации, «очеловечения» мира развития и обогащения «второй природы», окружающей нас.

Приступая к проектированию какого-либо объекта, человек делает скачек от абстрактного к конкретному. Результаты этого процесса во многом зависят от самого человека. Следовательно, та конкретность, которую приобретает в форме предмета абстрактная функция задается человеком творцом, который и является критерием связи красоты и полезности изделия.

Техническая эстетика — это теория дизайна, то есть освоения мира по законам красоты промышленными средствами, проектирования, индустриального воплощения в материале и социального бытия полезных и красивых вещей в их отношении к человеку и обществу, серийного изготовления орудий труда (станков, машин) и других предметов, сочетающих в себе утилитарные (практически полезные) и эстетические качества. Техническая эстетика, обобщая практику художественного проектирования, формирует его творческие принципы: широта ассоциаций и глубина переработки исходных объектов, зависимость эффективности художественного проектирования от расстояния между исходными объектами и степени их творческого преобразования в духе новой целесообразности и взаимоприспособленности.

Для основной же массы произведений дизайна, эстетическая сторона является как бы производной, хотя это вовсе не значит, что и эстетическая ценность — второстепенное свойство по сравнению с другими. Это лишь означает, что эстетическая деятельность надстраивается над рациональным функциональным и техническим решением, направленным на создание мемориальной среды – пространственно-временной и предметной структуры для основных процессов жизнедеятельности человека и человеческого общества в целом. Таким образом, эстетические отношения – всегда целостные отношения человека к совершенству произведений и к их художественной ценности.

Эстетическая деятельность проявляется по-разному в сфере материального производства и в искусстве, специализированной художественной деятельности со своим особым целеполаганием, способом выражения и потребления. В целом же она и есть генератор «выразительных форм любой среды деятельности, данная как самостоятельная и чувственно непосредственно выражаемая ценность».

Для понимания природы и сущности эстетического отношения важна мысль о том, что в процессе «оживления вещей» они начинают «жить двойной жизнью». С одной стороны, они остаются полезными вещами, необходимыми для поддержания физического существования людей. Но над этим отношением полезности, составляющей материальный фундамент общественной жизни, надстраивается собственно человеческое отношение, в котором, по выражению К. Маркса, вещи и вся природа утрачивает свою «голую полезность» и выступают как зеркало самих общественных отношений, человеческих способностей, идеалов и т.д. Благодаря такому отношению «человек удваивает себя» и «созерцает самого себя в созданном им мире».(минервин)

Источник

DesignAdvice.Ru - лучший онлайн-журнал о дизайне интерьеров
Adblock
detector