10 правил для хорошего дизайна от дитера рамса

Дитер Рамс: 10 правил хорошего дизайна

Что такое дизайн? Дизайном называют особую творческую деятельность, в процессе которой определяются основные качества различных изделий. Но сфера дизайна охватывает не только определённый спектр промышленности, но и множество других областей. Существует веб-дизайн, информационный дизайн, дизайн интерьера, световой, графический, ландшафтный, звуковой дизайн и множество других его видов. Можно уверенно сказать, что дизайн является искусством реализации идей. Но для людей, посвятивших этому искусству свою жизнь, дизайн представляет и специфическую философию, отличающуюся своими принципами, правилами и законами.

В представленной статье мы представим вашему вниманию одни из самых главных правил дизайна, следование которым будет способствовать реализации поистине уникальных, необычных и качественных проектов. Эти правила можно использовать как непосредственно на практике, так и руководствоваться ими как философскими принципами и строить на них свою деятельность. А сформулированы они были одним из самых выдающихся дизайнеров современности – человеком по имени Дитер Рамс. И не будет лишним сказать сначала несколько слов об этом человеке.

Дитер Рамс является немецким промышленным дизайнером и одним из самых влиятельных и авторитетных людей в сфере дизайна вообще. Конечно, человеку, который никак не связан с дизайнерской деятельностью, имя Дитера Рамса вполне возможно ни о чём и не скажет. Но дело не в этом, а в том, что, наверное, каждый второй (если не первый) человек цивилизованного мира знаком с приборами, автором которых является именно этот дизайнер. В число таких приборов входит бытовая техника, аудио- и видеоаппаратура, офисная техника и различные предметы, которые человек использует в своей повседневной жизни. И если у вас возник вопрос о том, что же это за техника такая, то ответ вполне может вас удивить – это техника фирмы «Braun». Дитер Рамс свыше 30 лет был главой отдела дизайна в этой компании: его мнение было ключевым при создании стиля продукции и определении дизайнерской политики фирмы. Сам же стиль стал вполне самостоятельным явлением и получил своё собственное название «браунстиль».

За своё то время, пока Дитер Рамс работал в компании «Braun», под его чутким руководством было реализовано более 500 проектов. Одним из самых ярких и запоминающихся примеров продукции, разработанной дизайнером для «Braun», является нашумевший проигрыватель «SK-4». До выхода на рынок этого проигрывателя вся бытовая техника подобного профиля производилась исключительно в деревянном корпусе, а визуально была дополнена элементами мебельного стиля, в котором присутствовали соответствующие ему различные украшения. Проигрыватель, выполненный в дизайне Рамса, отличался белым корпусом и крышкой из плексигласа. А какого-либо декора не было вообще. Этот продукт в своё время произвёл революцию и потряс умы общественности.

Множество проектов Дитера Рамса вообще стали примером для многих производителей и они стали руководствоваться в своей деятельности его идеями. Именно благодаря его работе, например, фены для сушки волос стали иметь расположенную под углом ручку, позволяющую удобно просушивать волосы сзади; кофеварки стали представлять собой совмещённые в одном корпусе цилиндры с фильтрами и ёмкости для воды; появилась очень удобная универсальная система полок из стали и алюминия.

Рассуждая о своей работе, Дитер Рамс говорит о себе не как о дизайнере, а представляет себя скорее инженером-конструктором или архитектором. Согласно его собственным словам, между дизайном и искусством нет точек соприкосновения. Целью дизайна является создание товаров ежедневного пользования меньшими по размеру, но большими по функциональности. В качестве примера он приводит кофеварки: на сегодняшний день их существует великое множество, но все они служат одной цели — приготовлению кофе. А людям не нужно столько кофеварок, им нужна одна качественная.

Именно убеждение оригинального дизайнера в том, что лучше проще, чем сложнее, меньше, чем больше, незаметнее, чем ярче, уравновешеннее, чем экстравагантнее и т.д. и т.п. послужило причиной для создания особых правил дизайна, которых он сам неуклонно придерживается. Итак, что же это за правила?

Правила дизайна от Дитера Рамса

Дизайн должен быть инновационным

Возможности для введения новых разработок неисчерпаемы. Развитие современных технологий применительно к дизайну позволяет экспериментировать и находить новые интересные решения. Но новшества в дизайне развиваются пропорционально новшествами в технологиях, и не могут быть произведены вне зависимости от них.

Дизайн должен быть вне времени

Создание хорошего дизайна не должно основываться на веяниях моды. Именно это подразумевает его актуальность в любую эпоху. Тот же дизайн, который рассчитан на моду, перестанет быть интересен людям через некоторое время, когда и сама мода перестанет быть интересной .

Дизайн должен быть экологически чистым и не должен конфликтовать со средой

Дизайн всегда должен предполагать сохранение природных ресурсов и окружающей среды. Только такой дизайн может считаться качественным и имеющим право на существование. Кроме того, ориентированность на экологическую безопасность благоприятно сказывается не только на здоровье самих потребителей, но и на долговечности изделий.

Дизайн должен делать любой продукт удобным

Т.к. большинство продуктов производится и покупается для того, чтобы ими пользовались, хороший дизайн должен учитывать эти особенности. Это значит, что товары должны быть функциональными и соответствовать различным эстетическим и психологическим критериям.

Дизайн должен делать продукт понятным

Качественный дизайн должен прояснять саму структуру продукта, отвечая на все вопросы, которые могут возникнуть у потребителя.

Дизайн должен быть продуманным

Любое изделие, если оно соответствует действительно хорошему дизайну, должно быть произведено с учётом всевозможных элементов, но исключать произвольные и случайные детали, в которых нет необходимости.

Дизайн должен быть эстетичным

Любая продукция, которую мы используем в повседневной жизни, непременно затрагивает нашу личность. Исходя из этого, дизайн продукции должен быть эстетичным, вызывать приятные эмоции и ощущения и, конечно же, быть стильным и красивым.

Дизайн должен быть честным

Дизайн не должен говорить о том, чего нет: о несуществующих инновациях, качестве и функциях. Он не должен говорить о большей ценности, чем есть на самом деле. Обещания, которые не могут быть выполнены, не должны даваться.

Дизайн не должен быть навязчивым

Хороший дизайн — это нейтральный и сдержанный дизайн. Человек должен хотеть пользоваться каким-либо продуктом, чтобы иметь возможность для самовыражения. Не нужно делать вещи, рассчитанные на пользование, похожими на произведения искусства или объекты декора.

Чем меньше дизайна, тем лучше

Чрезмерная зацикленность на дизайне мешает концентрации на действительных задачах продукта и актуальных его аспектах. Не нужно усложнять, нужно стремиться к простоте и функциональности.

Правила дизайна Дитера Рамса, конечно же, подвергались критике. Но на количество поклонников его концепции это не оказывает особого влияния. Кстати, одним из сторонников идей Дитера Рамса является вице-президент отдела промышленного дизайна известной компании «Apple» Джонатан Айв. В документальном фильме «Овеществление» режиссёра Гари Хаствита, в котором рассказывается об окружающих человека предметах, процессе их создания и работе дизайнеров, Дитер Рамс говорит о компании «Apple», как об одной из тех, которая опирается в дизайне на его разработки.

Представленные в этой статье правила и есть то, что помогло Дитеру Рамсу достичь такого успеха. Сегодня он по-прежнему является глубокоуважаемым человеком в кругах дизайнеров всего мира. Он регулярно гастролирует по разным странам и представляет ретроспективу своих работ. А некоторые из его творений нашли своё заслуженное место в самых крупных музеях мира.

Для того чтобы получить более полное представления об идеях Дитера Рамса и его концепции дизайна, вы можете посмотреть видеозапись его лекции:

Источник

Десять правил хорошего продукта от дизайнера Braun Дитера Рамса

На дизайнерские решения Рамса ориентировалась компания Apple.

В 1960-х годах техника Braun, спроектированная Рамсом, стала новшеством. Тогда на смену громоздкости и сложности в дизайн бытовых приборов пришли минимализм, компактность, функциональность.

Став всемирно известным дизайнером, Рамс вместе с супругой основал Dister and Ingerborg Rams Foundation, чтобы популяризировать собственную дизайн-философию. Продвигать своё видение Рамс начал в 1980-м году. Его концепция заключалась в десяти простых правилах хорошего продукта, которым он следует в течение всей жизни.

1. Эргономика

Дитер Рамс родился в немецком городе Висбаден в 1932 году. В 15 лет поступил в художественную школу, изучал архитектуру и дизайн. Прошёл учебную практику в столярной мастерской в Келькхайме, после чего продолжил учиться и получил диплом.

После обучения поступил на службу к местному архитектору, помогал разрабатывать проекты американских консульств. Но архитектура не сильно увлекла юного Рамса.

В 1955 году Рамс сменил специализацию: прошёл по конкурсу в штатные дизайнеры компании Braun. Впоследствии он возглавил отдел дизайна и проработал в компании 40 лет.

В 1956 году он работал вместе с преподавателем Хансом Гугелотом над проигрывателем SK4 для Braun. Ханс Гугелот — промышленный дизайнер, один из создателей Ульмской школы дизайна. Рамс и Гугелот первые решили отказаться от громоздкого деревянного корпуса, формата «сундука», ретро-дизайна.

«В это время было нормально, что электротовары выглядят как мебель. Я хотел более технического взгляда на эти вещи», — говорил Рамс в интервью.

Созданный Рамсом проигрыватель был металлическим с двумя деревянными стенками в светлых тонах. Панель управления располагалась сверху, возле диска, а не сбоку. Потому кнопки и тумблеры стали заметнее и доступнее.

Владелец проигрывателя первым делом видел пункт управления. Ему не нужно было наклоняться и рассматривать кнопки, расположенные с торца.

Металлическую крышку, которая предполагалась изначально, Рамс заменил на прозрачную пластиковую. В отличие от металлической, она не вибрировала и открывала пользователям механическую часть проигрывателя. Решение понравилось покупателям, вскоре оно стало стандартом отрасли. За пластиковую крышку прибор в народе прозвали «гробом белоснежки».

2. Удобство использования

Рамс привнёс в дизайн простые формы и функциональность. Он так погружался в работу, что тратил 18 недель на поиск удобного расположения рукояток на транзисторе. Сделать кнопки на калькуляторе разноцветными тоже его идея. Как и разместить под углом рукоятку фена, чтобы удобнее было сушить волосы сзади.

Я считал, что приборы должны были быть лёгкими, не перегруженными функциями, которые могут понять только технические специалисты. Кроме того, продукты должны быть разработаны так, чтобы были понятны.

Мы знали, что большинство людей не читают руководств по эксплуатации, а у нас была идея присвоить разные функции разным цветам. Маленькие цветные штрихи делают вещь ярче.

3. Внедрение инноваций

Рамс уделял внимание не только мелким деталям, но использовал новые технологии для усовершенствования приборов. Замена больших ламп в аудиопроигрывателе на транзисторы позволила Рамсу сделать аудиосистемы в несколько раз компактнее.

Первая аудиосистема из модульных элементов — тоже совместная разработка Рамса и Гугелота. Это Hi-Fi система Atelier 1 и динамики L1. До этого проекта все аудиосистемы состояли из одного модуля, в который интегрировались и динамики, и проигрыватель. Рамс разделил устройство на несколько самостоятельных модулей, устройство стало компактнее. Вскоре такое строение стало стандартом.

Atelier 1 и L1 по пропорциям совпадали с SK4. Поэтому их комбинировали и использовали вместе.

Следующей разработкой стал динамик L2 на металлической подставке.

4. Функциональность

Рамс хотел, чтобы техника была не просто удобной, но и эстетичной. По его мнению, функциональность не должна была отражаться на красоте предмета. В 1960 году Рамс, будучи штатным дизайнером Braun, выпустил электростатический динамик LE1 с легчайшими мембранами.

Мембраны визуализировали высокое качество и чёткость звука. Динамик стал символом инновационных решений, пришедших в Европу в 1960-х годах.

В 1962 году Рамс возглавил дизайнерский отдел компании Braun на последующие 33 года. Сначала в отделе были только молодые специалисты, и они всё меньше пользовались рекомендациями преподавателей старой школы. Рамс тогда сконцентрировался на радио-проигрывателях, проекторах и фонариках.

Продукция Braun стала так популярна из-за своего дизайна, что появилась в работах британского поп-художника Ричарда Гамильтона.

5. Внимание к деталям

Параллельно с работой в Braun Рамс начал работать в компании Vistoe (ранее Otto Zapf). Компания занималась созданием классической мебели. Всю продукцию разрабатывал лично Рамс. Это совместная компания Рамса и Нильса Вица. Магазины компании находятся в Лондоне, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Мюнхене.

Дизайн серии аудиосистем Рамса для Braun Audio 1 разработан так, чтобы его можно было разместить на системе полок 606.

В то время было невероятно иметь Hi-Fi с компонентами, которые можно повесить на стену. Сейчас на рынке есть много вещей, которые вы можете установить на стене, но эта стала первой. Все элементы были спроектированы так, чтобы они могли вписаться в систему стеллажей 606.

Система полок 606 разработана так, чтобы легко собрать её из нескольких сменных блоков в виде полок, ящиков и шкафчиков. Каждый элемент изготовлен из алюминия и профиля E-track. Оригинальная версия изготавливалась из бука, а дверцы и ящики из белого лакированного дерева.

6. Экологичность

Столы проекта 621 — попытка Рамса поднять статус пластика до благородного материала. Все изделия окрашивались вручную.

7. Минимализм

В 1965 году Рамс отказался от белого цвета в технике в пользу бледно-чёрного. Он покрыл им систему Studio 1000 со всех сторон, кроме лаковой панели. Техника Braun стала выглядеть компактнее из-за тёмных тонов. Рамсу удалось избавиться от лишних винтов и креплений. Вместо них он стал использовать алюминиевую ленту. Регуляторы Рамс сделал больше, как и переключатели блоков.

В течение следующих 30 лет чёрный цвет стал доминировать в дизайне бытовой электроники. Рамс стал использовать его не только для аудиопродукции, но и для дизайна часов, калькуляторов и других продуктов. Эта тенденция к превалирующим чёрным тонам длилась до 1970-х годов.

8. Эстетика

Одна из любимых разработок Рамса — цилиндрическая чёрная зажигалка модели T2 с технологией магнитного зажигания. Как курильщику, Рамсу нравилось экспериментировать с моделями зажигалок, он рассматривал их в качестве «мини-скульптур».

9. Честность с потребителем

«Я думаю, хорошие дизайнеры всегда должны быть авангардистами, и всегда быть на шаг впереди своего времени, — рассказал Дитер Рамс, выступая перед советом компании Braun в 1980 году. — Они должны подвергать сомнению всё, что кажется очевидным. Они должны обладать интуицией к изменениям человеческих предпочтений, к их желаниям, заботам, потребностям и их привычкам. Они должны уметь реально оценивать свои возможности и границы технологии».

10. Актуальность

Для компании Apple Рамс стал идейным вдохновителем: дизайн транзисторного приемника T3 компания взяла в качестве примера при создании первого поколения iPod. Рамс поддерживал технические решения Apple. По его словам, фирмы, которые серьезно относятся к дизайну, можно пересчитать по пальцам, Apple одна из них.

В документальном фильме Objectified Рамс заявил, что Apple — единственная компания, которая следует разработанным Рамсом принципам в полной мере.

«Основной дизайн не изменился с тех пор, как мы начали работать в 1980-х годах», — говорит Рамс. Он вдохновил многих современных дизайнеров: Сэма Хекта, Константина Грчича, Джони Айва и других.

В течение 16 лет Дитер Рамс преподавал в Гамбургской высшей школе изобразительных искусств и получил титул почётного преподавателя в Королевском колледже искусств Лондона. Был президентом Немецкого совета формообразования.

Сейчас Рамсу 86 лет, он по-прежнему придумывает новые решения. Когда Рамса спросили, чем бы он занялся, если бы снова стал молодым. Он ответил, что искал бы новые способы добычи альтернативной энергии. По его словам, ветряки приносят пользу, но очень портят вид.

Источник

DesignAdvice.Ru - лучший онлайн-журнал о дизайне интерьеров
Adblock
detector